Двухдневный саммит Евросоюза, который многие эксперты назвали последним шансом спасти евро, закончился, как и ожидалось - демонстрацией европейскими политиками первого эшелона своей неспособности находить общий язык в критический момент.
Состроив хорошую "мину" при плохой игре, участники брюссельского мозгового штурма объявили, что нашли способ перегруппироваться, но толком так и не объяснили, как и в какие сроки они реально смогут это сделать. Иными словами, рынки не получили того, что ждали, а именно четкого, прописанного по пунктам графика выхода из еврокризиса. В очередной раз финансистам предложили подождать, накормив их лишь рассказами о светлом будущем.
"Мы создадим бюджетный союз для евро, который в то же время станет союзом стабильности", - сообщила немецкий канцлер Ангела Меркель. "План включает сближение наших налоговых политик, введение "золотого правила" бюджетной дисциплины и обязывает все государства ЕС предоставлять свои национальные бюджеты на утверждение Еврокомиссии", - уточнил президент ЕС Херман Ван Ромпей.
Однако эта хорошая для рынков новость тут же была перекрыта сразу тройкой плохих. Во-первых, не все страны Евросоюза согласились с предложенным вариантом выхода из кризиса. Бунт на общеевропейском корабле подняли англичане. Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон потребовал, чтобы европейские агентства по контролю за банковскими, страховыми и фондовыми рынками не вмешивались в деятельность британских компаний. Таких эксклюзивных прав Лондону никто в Брюсселе давать, конечно же, не собирался. И тогда Кэмерон объявил, что его страна не станет участвовать в затее с Бюджетно-налоговым союзом. За британцами последовали шведы, которые в куда более мягкой форме отказались от предложения, сославшись на отсутствие у делегации необходимых полномочий. Но пообещали позже вернуться к этому вопросу. В итоге в новый союз собираются войти 17 государств еврозоны и еще около шести стран ЕС (всего же в Евросоюз входит 27 государств).
Президент Франции Николя Саркози объявил, что проект нового договора будет готов к марту следующего года. И тут вторая загвоздка: будут ли рынки так долго ждать? Предполагается, что новый союз оформят путем межправительственного соглашения без внесения поправок в базовые документы ЕС. Это, очевидно, большой плюс - удастся избежать большой бюрократической волокиты. Однако уточняется, что требования о поддержании сбалансированности бюджетов членам Бюджетно-налогового союза все же предстоит прописать в свои конституции. А это уже большой минус. Так как в большинстве еврогосударств внутриполитическая обстановка далека от стабильной. Что означает большие проблемы при голосованиях в парламентах по любым конституционным изменениям.
То есть процесс создания полноценного Бюджетно-налогового союза может затянуться при самом удачном стечении обстоятельств до осени следующего года. Если же подвести итоги того, что финансовые аналитики говорили о евро в последние несколько недель, получается: у утопающей валюты просто нет так много времени на спасение.
Что же касается краткосрочных мер финансовой стабильности, то саммит ЕС смог одобрить лишь одно решение: предоставить МВФ дополнительные средства на сумму 200 миллиардов евро. Эти деньги Фонд сможет выделять на помощь наиболее проблемным странам еврозоны. Впрочем, который месяц тактика затягивания слабых звеньев во все более глубокие долговые ямы демонстрирует свою очевидную ущербность.