13.12.2011 00:21
Власть

Лев Гудков: Большая часть россиян считает партнерство с ЕС выгодным

Как жители России воспринимают ЕС? С таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к директору "Левада-Центра" Льву Гудкову
Текст:  Василий Воропаев
Российская газета - Спецвыпуск: Европейский союз №5656 (280)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Как россияне относятся к Европейскому союзу? Чего они хотят от отношений Москвы с этой организацией?

Лев Гудков: В целом к ЕС отношение достаточно позитивное. ЕС не вызывает таких эмоций, как США. Их воспринимают двойственно. С одной стороны, это утопия современности, силы, мощи - в том числе экономической и военной, социальной защищенности, прав человека. С другой, подспудно сохраняется инерция советского времени. США воспринимают как военного противника, оппонента и более удачливого соперника, с которым все время происходит внутреннее сопоставление. Европейский союз в этом смысле не выглядит как империя, поэтому нет никаких обертонов военного противостояния.

В том, что касается отношений с ЕС, речь в первую очередь идет об экономике. Большая часть россиян считает, что мы можем многое взять из партнерства с ЕС. Прежде всего - новые технологии, выгоды товарообмена. Нужно сказать, что именно европейские страны стоят на первом месте в списке тех государств, с которыми желательны более тесные связи. Но не интеграция, хотя такого рода настроения определенная часть российского общества разделяет.

РГ: А если сравнить с нашими ближайшими соседями, странами СНГ?

ЛГ: К Европейскому союзу проявляется гораздо более доброжелательное отношение. Интеграция с ним в глазах россиян более желательна, чем со странами СНГ. Экономические связи с государствами Содружества, по мнению наших соотечественников, гораздо менее значимые. Политика в отношении государств СНГ характеризуется двойственностью. Я бы даже сказал - противоречиями. А отношения с ЕС выглядят более устойчивыми, положенными на экономическое основание и имеют совершенно явную перспективу. Поэтому здесь никаких особых проблем российское общественное мнение не видит. Может быть, за одним исключением. Остаточные страхи, усилившиеся в двухтысячные годы в связи с агрессивной риторикой, что Запад хочет нам навязать свои ценности. Они сохраняются у части населения, однако я бы не сказал, что носят ярко выраженный характер.

Если говорить по странам, то лучше всего, безусловно, отношение к Германии. Среди дружественно настроенных стран она стоит сразу после Белоруссии и Казахстана. К Германии традиционно сохраняется очень высокая симпатия и доброжелательность. К Франции и Италии в целом отношение ровное, но менее значимое, чем к Германии.

Внешняя политика Европейский союз