13.12.2011 00:55
Власть

Фернандо М. Валенсуэла: В новом соглашении между Россией и ЕС нужно поднять планку наших амбиций

Текст:  Виктор Фещенко (корреспондент "РГ")
Российская газета - Спецвыпуск: Европейский союз №5656 (280)
Читать на сайте RG.RU

Глава Представительства Европейского союза Фернандо М. Валенсуэла о конструктивном развитии отношений между Россией и ЕС

 15 декабря в Брюсселе пройдет 28-й саммит ЕС - Россия. Он завершит плодотворный для российско-европейских отношений 2011 год и наметит основные задачи на год следующий. О некоторых из них "РГ" поговорила с Послом, Главой Представительства Европейского cоюза в России Фернандо М. Валенсуэлой.

Какой будет повестка декабрьского саммита?

Конкретные вопросы, которые войдут в повестку дня, еще обсуждаются сторонами (интервью было записано в конце ноября. - Прим. редакции). Во-первых, необходимо посмотреть, что сделано и что предстоит сделать в рамках наших двусторонних отношений. Безусловно, найдется место глобальным вопросам - в частности, ситуации в мировой экономике. И, конечно, лидеры России и ЕС обсудят различные региональные вопросы.

Будет ли обсуждаться возможное участие России в Европейском фонде финансовой стабильности?

Не думаю, так как это очень конкретный вопрос, а на таких саммитах больше внимания уделяется общим вопросам.

Грядущее вступление России в ВТО подталкивает к заключению нового базового соглашения между нашей страной и ЕС. Чего вы ожидаете от этого документа?

Я думаю, это один из основных вопросов наших отношений. Процесс вступления России в ВТО сдерживал переговорный прогресс по данному соглашению. Но теперь препятствий нет - надо только дождаться решения процедурных вопросов. В ходе переговоров мы должны обсуждать весь комплекс наших отношений. Существующее соглашение устарело во многих аспектах. Ему на смену должно прийти Новое Соглашение, которое будет охватывать такие вопросы, как двусторонние экономические отношения, торговля, инвестиции, энергетика и так далее. Мы надеемся, что саммит придаст новый импульс переговорам по этому вопросу.

Можете назвать какие-то конкретные аспекты, в которых вы бы хотели коренного изменения отношений России и ЕС?

Я думаю, что в Новом Соглашении необходимо поднять планку наших амбиций. Нельзя сказать, что с существующим соглашением что-то не так. Просто мы достигли того момента, когда нам пора переходить на новый уровень. Российская Федерация становится членом ВТО, что автоматически отменяет существующие договоренности о торговле и инвестициях. Но теперь нам нужно обсудить нечто большее - то, что даст толчок нашим экономическим отношениям и еще больше облегчит инвестиции и торговлю. Также мы очень активно работаем над вопросами энергетики. Некоторые детали этих переговоров должны войти в новое соглашение.

Можете дать хотя бы приблизительный прогноз, когда ждать нового соглашения?

Я надеюсь, что это случится раньше, чем через 18 лет, в течение которых продолжался переговорный процесс по вступлению России в ВТО (смеется. - Прим. редакции). Хотя, конечно, сложно ожидать прогресса по такому сложному вопросу в течение месяца. Но чем раньше мы достигнем прогресса на переговорах, тем лучше.

Как идет развитие партнерства для модернизации?

Реализация многих проектов идет успешно. Но если я скажу об одних, то могу ненароком обидеть другие. Поэтому отмечу лишь те аспекты, которые имеют большой потенциал именно с точки зрения модернизации. В первую очередь я имею в виду сотрудничество по реформированию судебной системы в России и технического регулирования и стандартизации. Последнее, в частности, соотносится со словами Председателя Правительства России Владимира Путина о создании общего рынка от Лиссабона до Владивостока. После вступления России в ВТО будут снижены таможенные тарифы, но важно избежать ситуации, при которой новым барьером оказались бы технические регламенты, спецификации и стандарты. Преодоление барьеров станет серьезным стимулом к развитию международной торговли и инвестиций. На мой взгляд, это очень важные вопросы, как для модернизации самой России, так и для модернизации ее отношений с ЕС.

Получается, вступление России в ВТО - это также огромный шаг в рамках Партнерства для модернизации?

Да. С моей точки зрения, вступление России в ВТО - очень важный момент модернизации. Для продвижения этого процесса необходимо полностью интегрироваться в мировую экономическую систему. Поэтому мы очень довольны, что вступление России в ВТО произойдет скоро. Это предоставит широкие возможности для новых шагов в рамках Партнерства для модернизации.

Один из них - защита инвестиций. Этот вопрос является одним из ключевых для отношений между Россией и ЕС, так как Европейский союз - это главный международный инвестор в Россию, а Россия является важным инвестором в ЕС. Поэтому увеличение уровня безопасности и предсказуемости инвестиций - в обоюдных интересах.

Отмена виз может придать развитию отношений между Россией и ЕС дополнительный импульс. Когда ждать прогресса по этому вопросу?

Мы ожидаем, что на саммите в Брюсселе мы одобрим перечень "Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС". Сейчас этот документ проходит процедуру окончательного оформления и согласования. Надеюсь, этот процесс завершится к декабрьскому саммиту.

Параллельно с этим мы обсуждаем возможности дальнейшего расширения действующего соглашения об упрощении выдачи виз. Это очень важное соглашение, и его пересмотр уже в ближайшее время повлечет значительное облегчение визовых процедур, как для россиян, так и граждан ЕС. Мы планируем завершить на саммите переговоры по этому вопросу. В результате еще большее количество категорий граждан смогут получать долгосрочные визы, например, журналисты.

Сколько времени потребуется, чтобы пройти весь путь, намеченный в "Совместных шагах"?

"Совместные шаги" не устанавливают каких-либо конкретных сроков их выполнения. Все будет зависеть от того, насколько эффективно они будут выполняться. Какие-то шаги можно реализовать быстро, тогда как выполнение более объемных может занять больше времени.

Выполнены ли после согласования документа уже какие-то шаги, в нем обозначенные?

Есть такие, которые практически сделаны. Например, российская сторона добилась большого прогресса в отношении обеспечения защищенности документов. Но другие шаги требуют времени.

Не приведет ли заявление Дмитрия Медведева об ответной реакции на создание европейской ПРО к ухудшению отношений между Россией и ЕС?

Надеюсь, что нет. В современном мире разногласия по определенным вопросам между ведущими игроками не должны оказывать негативного влияния на другие сферы их отношений. Я понимаю обеспокоенность президента Медведева, но это не должно мешать развитию отношений России и ЕС. С другой стороны тоже существует беспокойство, но оно не отражается на нашей работе.

Наши отношения с Россией бывали достаточно сложными, но сейчас у нас очень хороший период. Мы наслаждаемся... не скажу спокойствием, потому что оно означает, что ничего не происходит. Нет, мы активно развиваем наши отношения и укрепляем наше сотрудничество.

Насколько отношения между Россией и ЕС зависят от конкретных людей, находящихся у власти?

Думаю, сколько людей вы спросите - столько ответов и получите. По-моему, роль личности всегда в той или иной степени важна, но в первую очередь мы должны смотреть на фундамент наших отношений.

Внешняя политика Европейский союз