13.12.2011 00:40
Общество

Михаил Эскиндаров: В России происходит девальвация высшего образования

Проблемы подготовки специалистов финансовой отрасли сегодня вузами до конца не решены
Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №45 (827)
Читать на сайте RG.RU

Ни для кого не секрет, что существует "зазор" между фундаментальным финансовым образованием и практическими потребностями банковских структур. Насколько адаптированы сегодняшние финансисты к переменам, происходящим в мире в области экономики и финансов, где бал правит глобализация, в интервью "РБГ" рассказал ректор Финансового университета при правительстве РФ, профессор Михаил Эскиндаров.

- Михаил Абдурахманович, насколько сегодняшние финансисты - вчерашние выпускники подготовлены работать в условиях глобального мира?

- Подготовка специалистов для нас очень серьезный вопрос. Особенно в связи с поставленной государством задачей - формированием в Москве Мирового финансового центра. И поэтому мы открыли несколько лет назад Международный финансовый факультет, где все занятия идут исключительно на английском языке. Это во-первых. Во-вторых, мы привлекаем преподавать там российских и иностранных специалистов. И сегодня стоит задача, и завтра будет стоять готовить специалистов, которые не только понимали бы российскую специфику, но и хорошо разбирались бы с мировыми трендами. Приведу пример: чтобы сформировать такого специалиста, мы открыли за последнее время несколько базовых кафедр с участием бизнеса. Например, на том факультете, о котором я говорю, дисциплины специализации будут преподавать работники КPMG - компании, входящей в большую четверку. KPMG сформировала сегодня кафедру, которую возглавляет партнер компании. Сейчас они формируют вместе с нами учебные планы основных дисциплин. Также заканчивается формирование кафедры Ассоциации российских банков. С ними мы будем изучать новые банковские продукты. Завершается формирование совместной кафедры с PricewaterhouseCoopers. Если 3-4 года назад мы не могли "затащить" к себе ни одну серьезную организацию для формирования базовой кафедры, сегодня уже стоит очередь желающих вместе с нами открыть кафедру. Бизнес понимает, что, несмотря на огромное количество выпускников вузов, хороших специалистов мало. Я давно говорю о том, что надо провести мониторинг в образовании, оптимизировать количество вузов в России, и сейчас от этого не отказываюсь. Существует много путей формирования специалистов. Мы используем наши активные связи с бизнесом.

- Тем не менее бизнес по-прежнему часто жалуется на то, что есть зазор между теорией и практикой. Приходят специалисты, которых нужно переподготавливать для реальной работы.

- К сожалению, сегодняшнему бизнесу не важно фундаментальное образование, но бизнес, который будет потом, поймет его ценность. Они хотят видеть у себя человека, способного 1 сентября прийти на работу, сесть за рабочий стол и выполнять технические функции. Но мы не готовим специалистов "для рабочего стола", для этого не требуется высшее образование. Мы готовим специалиста, способного освоить любую работу в сфере финансов.

К сожалению, сегодняшнему бизнесу не важно фундаментальное образование, но бизнес, который будет потом, поймет его ценность

- Банковские структуры сегодня друг за другом создают корпоративные институты и учебные центры, пытаясь выучить специалистов "под себя". Насколько ценны полученные там знания?

- Если говорить про формирование у крупных предприятий и банков собственных учебных центров, корпоративных университетов, в этом ничего плохого нет. Они доучивают конкретного специалиста на конкретное место. Это первая задача этих центров. Вторая задача заключается в том, что появляются новые продукты, создаются новые технологии. И бизнес у себя обучает этому своих людей, это дешевле обходится. Это мировой опыт, а не изобретение российских банков, страховых компаний и т.д. Представьте себе, что надо повысить квалификацию сотни работников страховой компании. Легче иметь собственный учебный центр, где будут преподавать не люди, которые знают хорошо теорию и немного практику, а свои же специалисты. Им теория уже не нужна, они будут учить конкретно, как исполнить ту или иную работу, конкретное постановление или какой-то иной документ. Но самое главное, чтобы эти корпоративные университеты, учебные центры не пытались готовить специалистов с высшим образованием. Их задача повышение квалификации по крайне узким проблемам. Я сам был лет 10 назад в таком учебном центре в Англии, это роскошный учебный центр. Нашим многим университетам и мечтать не приходится о таком центре: симпатичный старинный замок посреди огромного красивого парка, там приятно проходить обучение. Но проходят здесь лишь краткосрочное обучение, не более того.

 
Видео: Наталья Ивановская

- Вы сказали, что для линейного персонала и не нужно высшее образование. Это выпускники колледжей?

- Колледжей.

- Не может произойти сейчас, когда произошло разделение на бакалавриат и магистратуру, своеобразной подмены понятий, когда система колледжей вообще умрет, а выпускников бакалавриата станут брать на линейные должности?

- Это меня тоже беспокоит, это очень серьезный вопрос. Открою тайну: с 1 января 2012 года фактически все российские колледжи передаются местным органам власти из федерального ведения. В связи с этим боюсь, что некоторые колледжи могут быть закрыты или переквалифицированы в соответствии с потребностями конкретного региона. Я бы не хотел, чтобы это произошло.

- Парадокс: колледжи, которых почти нет, закрывают, а вузы, которых и так слишком много, плодятся как грибы...

- В России сегодня происходит девальвация высшего образования, слишком много обещаний дают псевдовузы молодому поколению. Эти надежды не оправдываются. Если человек получает диплом, это не значит, что он получает знания, а в этих "вузах" он и не может получить знаний. Сегодня у нас в России 1090 гражданских вузов, есть военные, таможенные, множество других. Как минимум у них две тысячи филиалов. Сегодня 80 процентов выпускников школ идут в вузы. Но что это за вузы? Количество хороших преподавателей сокращается, при этом их возраст увеличивается. Материально-технической базы нет у огромного количества вузов. Безусловно, получая диплом псевдовузов, люди рассчитывают, что с помощью высшего образования они добьются успехов в карьере, но этого не происходит. Я глубоко убежден, что выпускник хорошего колледжа имеет более реальные шансы успешно работать именно в среднем звене, при этом у него есть шанс сделать карьеру. Что касается дальнейшего повышения квалификации, он может сделать это множеством способов, в том числе через заочное обучение, через дистанционное обучение, через другие формы обучения.

- Вы упомянули, что преподавательский состав стареет. Есть ли люди, готовые прийти на смену?

- Для того чтобы молодой специалист пришел в вуз, нужно несколько основополагающих установок. Во-первых, хорошая заработная плата. Если заработная плата в вузе составляет 20-25 тысяч рублей, а молодому специалисту предлагают в банке или страховой компании в 3-4 раза больше, конечно, он выберет не вуз. Во-вторых, это социальные условия. Если говорить конкретно о нашем университете, то могу сказать, что у нас средняя заработная плата преподавателя составляет 60 тысяч рублей, у нас есть возможность улучшить жилищные условия. Есть другие возможности, например, достаточно активно развивается научный сектор, где специалист может своими исследованиями заработать. У нас есть дополнительные возможности заработать, читая лекции студентам, получающим второе высшее образование. Такие условия может предложить сравнительно небольшое количество вузов. Тем не менее надеяться на то, что в вузы будут приходить молодые специалисты, пока рано. Мы, несмотря на достаточно высокую заработную плату, крайне тяжело привлекаем молодых специалистов. Выпускнику аспирантуры, готовому идти к нам трудиться, даем зарплату сразу 35 тысяч рублей, но и это не всегда привлекает. Мы идем чуть-чуть по другому пути, одновременно приглашая к себе лучших из лучших, в том числе из других городов, предоставляя им квартиру в Москве на период работы в университете. Тем не менее нам удается параллельно формировать базовые кафедры. Поясню: базовые кафедры содержатся за счет самих бизнесменов. Например, мы открыли кафедру совместно с "Ингосстрахом". Компания сама потратила деньги на ремонт помещения, на оплату труда преподавателей, специалисты компании сами читают лекции, притом не требуя дополнительной оплаты. Для чего им это? Они понимают, что через несколько лет к ним придут люди, которые уже хорошо понимают и знают свой предмет, причем они знают хорошо не только теорию, но и практику.

Бюджетные места приема на первый курс в вузах РФ

Образование Бизнес