Дмитрий Медведев подписал Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Переводя с юридического языка, этим законом ставки социальных страховых взносов (бывший ЕСН) снижаются для основной массы плательщиков с 34 до 30 процентов, если выплаты, начисленные в пользу работника (взносооблагаемая база), не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году.
С момента принятия решения о повышении ставок социальных страховых выплат с 26 до 34 процентов "Деловая Россия" последовательно с цифрами в руках убеждала власть в пагубности такого решения. И то, что налог понизили - это отрадно. Хотя и совершенно недостаточно. Мы в "Деловой России" уверены, что его вполне реально снизить до исходных 26 процентов, а возможно, сделать еще меньше.
Что получилось, когда повысили ставки социальных страховых взносов? Пострадали те отрасли, в которых высокая доля оплаты в структуре затрат и низкая заработная плата (общественный сектор экономики - образование, здравоохранение, ЖКХ, сельское хозяйство и обрабатывающие производства). Наименее пострадала добыча полезных ископаемых (доля зарплаты в выручке менее 10 процентов). Очевидно, что такое распределение налоговой нагрузки не способствует построению несырьевой модели экономики, напротив, консервирует сырьевую модель.
Россия рискует сейчас - страна с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение. Как показывает зарубежный опыт, развитые страны активно конкурируют за привлечение на свою территорию "труда" и "капитала", устанавливая пониженные ставки по налогам на заработную плату и прибыль и повышая налоги на потребление. Такой сценарий налоговой реформы реализован в ФРГ.
Так что российская реформа страховых взносов в 2011-м идет вразрез с мировыми тенденциями и нетипична для страны догоняющего развития, стремящейся повысить конкурентоспособность своих производителей.
А ведь у излишнего налогового обременения на бизнес есть и социальные последствия.
Уход в тень бизнеса, а это прямое последствие увеличения налоговой нагрузки, напрямую угрожает заявленным правительством целям и задачам повышения ставок социальных страховых выплат - поддержанию стабильности пенсионной системы и защите прав нынешних и будущих пенсионеров. Ведь, если социальные выплаты становятся невыносимыми для бизнесмена и он переходит на зарплату в конвертах, то у работника исчезает не только трудовой договор, обеспечивающий его социальную защищенность от неправомерных действий со стороны работодателя, но перестает формироваться накопительная и страховая часть пенсии. Как следствие, это обрекает его в старости жить исключительно на базовую часть пенсии, которая вряд ли способна обеспечить сколько-нибудь приемлемый уровень жизни. Получается, что вместо социального и пенсионного налога на деле вырисовывается налог антисоциальный и антипенсионный.
Мы рады, что власти услышали бизнес и пошли нам навстречу. Но также мы надеемся, что это только первый из множества необходимых шагов. Оптимизм внушает, что и сама власть это понимает. Так, 28 ноября, встречаясь с предпринимателями, президент России Дмитрий Медведев предложил нам обсудить, нужны ли дальнейшие шаги в этом направлении (снижении социальных налогов). "Естественно, мы будем принимать решение с учетом ситуации в комплексе и с учетом вашего мнения и общей ситуации в экономике", - сказал президент.
Где та разумная грань, до которой нужно понижать налоги в России? На мой взгляд - это уровень налоговой нагрузки на производство, сравнимый с Казахстаном - нашим ближайшим конкурентом в борьбе за привлечение инвестиций.
С 1 января 2011 года вступило в действие соглашение о Едином таможенном пространстве (ЕТП) между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Оно подразумевает беспошлинное обращение товаров и услуг на территории трех государств. Это подразумевает прямую конкуренцию за инвестиции между тремя государствами. И в данной ситуации российская юрисдикция находится в крайне невыгодном положении как относительно Белоруссии, так и относительно Казахстана, так как в обеих странах налоговая нагрузка значительно меньше.
За последние годы Казахстан существенно поменял налоговую политику в сторону уменьшения налоговых ставок. К примеру, НДС в этой стране - 12% (в России - 18%), подоходный налог - 10% (в России - 13%), налог на прибыль - 15% (в России - 20%), социальный налог (аналог нашего ЕСН) - 21% (в России - 34%). Кроме того, в Казахстане принята программа форсированного индустриального развития, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.
Учитывая, что в Казахстане меньше политических рисков, именно он является прямым конкурентом России в борьбе за привлечение иностранных инвесторов.
Вышеизложенное показывает, что России необходимо срочно оптимизировать свою налоговую систему, или эту борьбу мы проиграем. И мы, бизнес, надеемся, что 6 декабря, подписав закон, президент России сделал в этом направлении только первый шаг.
Есть ли в России резервы у налоговой системы, чтобы понизить налоги на процесс производства? Мы в "Деловой России" уверены, что такой потенциал есть. Разработанный нами совместно с Институтом Гайдара "Налоговый маневр" предполагает коррекцию налоговой системы за счет переноса тяжести налогообложения на процесс потребления. Так, повышение акцизов на табак и крепкий алкоголь до уровня беднейших стран Европы дает дополнительный триллион рублей в бюджет (это как раз размер дефицита ПФР, из-за которого повысили ставки социальных страховых выплат). Необходимо увеличивать НДПИ на газ, провести тонкую настройку НДПИ на нефть, ввести налог на недвижимость. Все в сумме даст порядка четырех триллионов рублей в бюджет, что позволяет снизить на аналогичную сумму НДМ, налог на прибыль и социальные страховые выплаты. Уверен, что это тот путь, который страна должна пройти, если желает построить современную экономику.