13.12.2011 00:25
Общество

Руководитель группы экспертов рассказала о программе двойных дипломов

Текст:  Василий Воропаев
Российская газета - Спецвыпуск: Европейский союз №5656 (280)
Читать на сайте RG.RU

В прошлом году Представительство ЕС в России профинансировало исследование программы двойных дипломов. О том, как проводилось это исследование, корреспонденту "РГ" рассказала руководитель группы экспертов, проректор Академии народного хозяйства при правительстве России Елена Карпухина.

- Удалось ли вам определить какой-то общий тренд в ходе исследований программ двойных дипломов?

- Безусловно, программ двойных дипломов становится все больше. Еще в 1990-х годах это были единичные случаи. Сейчас это, безусловно, тренд. Происходит серьезная диверсификация университетов. Все они должны предоставлять свои программы развития. Программы двойных дипломов становятся одним из критериев их успешности. Можно сравнить это с процессами, которые происходили в свое время в Европе. Во время одного из первых исследований ректоров спрашивали о таких программах. И только два процента говорили, что они необходимы. Однако когда процесс был запущен, уже 90% опрошенных считали: это главный инструмент интеграции, углубления взаимопонимания.

- Какие вы обнаружили проблемы и подводные камни?

- Подводных камней очень много. Например, практически во всех странах ЕС степень бакалавра подразумевает обучение в течение трех лет. А у нас - четыре года. Это означает, что мы не можем принять на магистратуру, где концентрируются программы двойных дипломов, выпускников из этих стран. Мы предложили дать европейским бакалаврам возможность учиться у нас. Я уже не говорю о несовпадении Ph.D. и аспирантуры - нашей кандидатской, а потом докторской степени.

- А кто больше выигрывает от введения программ двойных дипломов - студенты, преподаватели или вузы?

И те, и другие, и третьи. Студенты приобретают такие навыки, которые они не могли бы получить в другой ситуации. Это не только знание иностранных языков, но и умение жить, общаться и работать в мультикультурной среде. Ведь они попадают за границу не в турпоездку или короткую стажировку. Студенты должны провести там целый семестр. Это означает, что они общаются со своими сверстниками, могут работать на практике в каких-то компаниях.

Важно это и для преподавателей. Работая со своими иностранными коллегами, российские преподаватели приобретают новые знания, приобщаются к новым технологиям ведения образовательного процесса. Программы двойных дипломов могут полностью изменить всю жизнедеятельность университета. Когда здесь учатся иностранные студенты или приезжают преподаватели из-за границы, нужна совершенно другая нормативная база. Необходима новая инфраструктура - абсолютно другая библиотека, которая соответствует мировому уровню, общежитие определенного уровня, система безопасности.

В России должен быть оператор программ двойных дипломов, который бы ими целенаправленно занимался и финансировался государством. Они есть у всех европейских стран: Британский совет, DAAD в Германии, различные французские структуры и т.д. - и у самого Европейского союза (программы Tempus, Erasmus Mundus и Erasmus Mundus Партнерство).

Образование Европейский союз