Власти Марокко в жесткой форме отреагировали на очередной ничем не спровоцированный удар со стороны Европарламента. Суда ЕС выдворили из территориальных вод королевства. Складывается ощущение, что как раз к этому и стремились евродепутаты.
Европарламент медленно, но верно превращается в главного производителя враждебно настроенных к жителям Евросоюза государств. Причем с усиливанием экономического кризиса в рамках еврозоны действия евродепутатов становятся все более целенаправленно провокационными. Впрочем, на этот раз вряд ли сработает некогда универсальная политическая аксиома: когда в стране дела хуже некуда, ищи внешних врагов, чтобы перевести фокус народного гнева. Тем не менее Европарламент, очевидно, сильно старается.
Последним в поле зрения создателей новых внешнеполитических точек напряжения попало королевство в Северной Африке. До недавних пор власти Марокко явно были далеки от мысли, что у них под боком, через Средиземное море, располагаются враждебные им государства. Все изменилось буквально в считаные минуты.
Европарламент вдруг вспомнил о "многочисленных критических замечаниях" со стороны ведущих специалистов рыбной отрасли ЕС. В июне этого года их мнение было демонстративно проигнорировано, когда Евросоюз и Марокко подписали соглашение о сотрудничестве в сфере рыболовства. Эксперты уверяли, что документ экономически невыгоден и грозит полным истреблением фауны у побережья Западной Сахары. Но тогда экспертам указали на дверь. Теперь о них не просто вспомнили, но и вооружились их лозунгами, как обычно прикрыв благими идеями реальные цели.
О чем в действительности идет речь, вскользь упомянула комиссар ЕС по вопросам рыболовства Мария Даманаки. Выступая перед европарламентариями, она заявила: "Я обещаю, что приложу все усилия, чтобы выработать новое улучшенное соглашение. Это означает, что соглашение будет экономически более выгодным, будет соответствовать экологическим нормам и международному праву". Эксперты же не сомневаются, что во всем вышеприведенном высказывании еврокомиссара ключевое словосочетание "международному праву". Речь идет об оккупированной Марокко территории Западной Сахары.
Конфликт вокруг Западной Сахары - пустынной территории на северо-западе Африки - один из самых длительных в современной истории. До 1975 года этими территориями владела Испания. После отказа Мадрида от притязаний на Западную Сахару туда вошли марокканские войска. Одновременно Фронт ПОЛИСАРИО при поддержке Алжира развернул вооруженную борьбу и провозгласил независимую Сахарскую Арабскую Демократическую Республику. Однако Марокко считает Западную Сахару своей неотъемлемой частью и допускает лишь предоставление ей широкой автономии в составе королевства.
Полгода назад, подписывая очередное соглашение с Марокко, этот конфликт не сильно волновал чиновников ЕС. Более того, в конце июня 2011 года глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон приветствовала "основные элементы" проекта новой конституции Марокко, которые были вынесены на референдум. И вот всего через шесть месяцев евродепутаты резко меняют свое отношение к марокканским властям. Встает главный вопрос: почему именно сейчас европарламентарии решили проявить свою максимальную принципиальность?
В самом Марокко не стали ломать голову над этим вопросом, а тут же резко и жестко отреагировали. Они потребовали от рыболовецких судов всех стран Евросоюза немедленно покинуть территориальные воды королевства. А МИД Марокко выступил с предупреждением о возможности полного пересмотра договора о партнерстве с ЕС. Иными словами, евродепутаты добились чего хотели - нашли европейцам нового внешнего раздражителя. И их, очевидно, мало интересуют, какие реальные, а не политически виртуальные потери понесут тысячи рыбаков с тех самых судов, которые прогнали из территориальных вод Марокко.
Между тем
Было бы наивно полагать, что одним "успехом" евродепутаты будут довольствоваться. Они, без сомнения, продолжат поиски кандидатов на роль новых противников Европы. К примеру, 14 декабря Европарламент призвал Россию провести новые парламентские выборы (прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства). И это как раз в тот самый день, когда в Брюсселе открылся саммит Россия - ЕС. Ну чем не откровенная попытка испортить отношения с еще одним соседом?