15.12.2011 10:47
Власть

Железные дороги должны платить пассажирам за каждый час задержки поезда

Текст:  Владислав Куликов
Читать на сайте RG.RU

Верховный суд России подтвердил правило, по которому железная дорога должна платить пассажиру пени за каждый час задержки поезда. Новость вполне может стать приятной - особенно для тех, кто и не подозревал о существовании такой нормы.

Не все знают, что специальные правила, утвержденные правительством, заставляют перевозчика платить штраф пассажирам, если поезд ушел позже расписания. За каждый час задержки положено заплатить пени в 3 процента от цены билета.

Как выяснилось, подобная норма устраивает не всех. Гражданин Р.П. С-ов подал иск, требуя отменить штрафной пункт. По мнению заявителя, несправедливо, что пени назначаются за часы, а не минуты. По правилам, задержка отправления или опоздание поезда менее, чем на час, в расчет не принимаются.

Гражданин пытался доказать в суде, что почасовая оплата нарушает закон о защите прав потребителей и устав железнодорожного транспорта. Однако Верховный суд страны не согласился с его доводами. Как написано в решении, оспариваемый пункт правил повторяет статью 110 Устава железнодорожного транспорта. Согласно последней, за задержку отправления или опоздание поезда (за исключением пригородного сообщения) перевозчик выплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов за каждый час задержки. В любом случае пени не должна превышать цену билета. Впрочем, чтобы набежало 100 процентов, поезд должен простоять больше суток. Это будет уже не просто задержка, а нечто из ряда вон.

Если опоздание случится по уважительным для перевозчика причинам, скажем, были обстоятельства непреодолимой силы, пассажиру придется это принять и простить. Без штрафа. Однако наличие таких причин перевозчик все-таки должен доказать.

Как поясняют юристы, право на претензию есть у каждого человека, чей поезд не пришел или не ушел вовремя. Заявление необходимо отправить в адрес железной дороги. Не в смысле - на деревню, дедушке проводнику, а на станцию отправления или прибытия. Туда или туда - пассажир, по словам юристов, может решить сам. Но к письму надо приложить билеты, иначе с человеком никто и разговаривать не станет. Также пассажир должен получить справку об опоздании.

В свою очередь учреждение железной дороги обязано рассмотреть претензию и ответить не позднее тридцати дней. Кроме того, напоминают юристы, при задержке отправления, пассажир имеет законное право оформить отказ от поездки.

Верховный суд, изучив дело, оставил почасовую оплату в силе.

Гражданское право Верховный суд