На автозаправках по всей стране цены на бензин перешагнули рубеж в 30 рублей за литр, и эксперты начали прогнозировать, что к новогодним каникулам такая стоимость станет нормой.
Недавно на совещании с нефтяниками вице-премьер Игорь Сечин сказал, что "не видит объективных причин" для роста цен на нефтепродукты в РФ. Как изменялись ценники на автомобильное топливо на Дальнем Востоке, разбирались корреспонденты "РГ".
Бензиновый дефицит
Уже месяц огромная армия автолюбителей Приморья живет в напряжении: в крае то и дело исчезает из продажи топливо разных марок, а цена на него ползет вверх.
"В таких городах, как Дальнереченск, Лесозаводск, Фокино, а также в Кавалеровском, Ханкайском, Надеждинском, Пограничном, Партизанском, Пожарском, Красноармейском, Черниговском районах в ноябре наблюдались перебои с бензином. На некоторых заправках Владивостока, Большого Камня, Партизанска, Шкотовского района он отпускался по талонам и бензокартам", - подтвердили в Приморскстате.
Специалисты привели официальные данные: за период с 7 по 28 ноября в городах и районах края росли цены на все марки бензина и дизельное топливо. Более всего - на пять процентов - увеличились цены на АИ-80 в Партизанске, на АИ-92 и АИ-95 - в Лазовском районе: на 6,7 и 4,7 процента соответственно.
На популярном среди автолюбителей форуме пользователи просвещали товарищей по несчастью, где можно залить топливо. Сначала писали - на каких колонках есть бензин, но нет очередей. Затем - где есть очереди и бензин. К счастью, перебои длились недолго, и буквально через несколько дней заправки вошли в обычный ритм работы.
Но в начале декабря вновь появились очереди, поползли слухи, что бензина снова не будет, на этот раз без топлива останутся потребители АИ-95. Самое интересное, что невозможно понять, куда же то и дело исчезает насущный для автомобилистов продукт.
Когда сложности только начались, нефтяники кивали на перевозчиков: мол, виноваты задерживающие поставки железнодорожники. Последние не остались в долгу, заявив, что никаких простоев на железной дороге нет. В их спор вмешались антимонопольщики.
- На территории Приморского края отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы, таким образом, для обеспечения края нефтепродуктами топливо завозят из других регионов. Основные поставки осуществляются с Комсомольского, Хабаровского, Ангарского и Ачинского нефтеперерабатывающих заводов. Напряженная обстановка, которая возникла на розничном рынке нефтепродуктов в ноябре 2011 года, обусловлена ремонтом Хабаровского НПЗ и неритмичными поставками топлива по железной дороге, - описала ситуацию пресс-секретарь УФАС России по Приморскому краю Кристина Мирзаева.
Другой причиной, по мнению специалистов антимонопольной службы, является повышение спроса на бензин в крае, который вырос в 2,5-3 раза.
Однако, по подсчетам двух основных поставщиков моторного топлива на рынок Приморья, увеличение было не столь значительным - около 30-35 процентов.
Гонки по вертикали
На основной части территории Якутии стоимость топлива повышается обычно лишь дважды в год, но каждый раз основательно. Связано это с сезонностью завоза грузов. При этом цены в различных районах республики сильно разнятся. Чем дальше от железной дороги и основных речных портов на Лене, тем дороже.
К примеру, в декабре прошлого года "народный" АИ-92 на заправках в Якутске стоил 29,80 рубля за литр, дизельное топливо - 30,20. После двух скачков (цены были повышены в начале и июне 2011-го) 92-й стал стоить 34,70, солярка - 32,50. Что касается отдаленных районов, там цены на эти виды топлива подбираются к 40 рублям за литр, а где-то уже и перевалили за эту отметку.
Серьезных нарушений в процессе ценообразования контролирующие органы Якутии не фиксировали давно. Последний раз крупный штраф в 28 миллионов рублей за ценовой сговор, выявленный региональным управлением ФАС, четырем компаниям пришлось уплатить в 2009 году.
Как утверждают поставщики топлива в республику, каждый скачок цен является вынужденным: за долгие месяцы, в течение которых стоимость топлива в Якутии не меняется, на заводах-изготовителях она успевает вырасти постепенно, но существенно. Да и посредники, у которых местные поставщики покупают горючее, накручивают свои проценты.
Чрезвычайно высокая стоимость ГСМ в регионе сказывается на всем. Самый неожиданный (и показательный) пример привел руководитель Центризбиркома Якутии Анатолий Кривошапкин, анализируя результаты выборов в Госдуму РФ. По его оценке, если в Якутске один голос избирателя обошелся государству в 40 рублей, то в ходе досрочного голосования стоимость каждого голоса составила в среднем 32 тысячи. Связано это с тем, что добираться до отдаленных участков представителям избирательных комиссий в большинстве случаев пришлось на вертолетах. А основные затраты в авиации приходятся на топливо.
Провалили поставки
Когда в ноябре 2011-го в Приамурье неожиданно возник дефицит бензина АИ-92 и АИ-95 , правительство области собрало специальное совещание. На встречу пригласили руководителей компаний, занимающихся поставками автомобильного топлива.
По данным министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства, в Приамурье сегодня работают 180 АЗС, 70 из них принадлежат так называемым вертикально интегрированным нефтяным компаниям. В связи с отсутствием предложений на оптовом рынке нефтепродуктов неблагополучная ситуация сложилась в независимых компаниях. Одной из основных причин дефицита топлива стал, как и для Приморья, плановый ремонт Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, а также сбои на железной дороге, которая задерживала составы с топливом.
По словам министра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Игоря Горевого, в конце октября 2011 года был создан пятидневный запас АИ-92, что позволило снизить остроту ситуации.
Одной из причин срыва поставок ГСМ в область была названа неудовлетворительная работа управления госавтодорожного надзора. Дело в том, что вступил в силу приказ минтранса России, который утверждает порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспорта, перевозящего опасные грузы. Но, как оказалось, управление не поставило в известность об этом крупные компании. Кроме того, поставщики столкнулись с проблемой выдачи необходимой разрешительной документации на перевозку нефтепродуктов. Эти дополнительные проблемы привели к сбою в завозе ГСМ в область автомобильным транспортом, который мог бы стать альтернативой железнодорожным поставкам на время дефицита топлива.
В начале декабря 2011 года появились первые признаки выхода из кризиса. Теперь на АЗС можно спокойно заправиться любым видом топлива.
Автопробегом по ценнику
Октябрьская модернизация Хабаровского НПЗ вызвала массовые ограничения на продажу бензина во всех автозаправочных сетях региона. В самом же крае больше чем на рубль выросла в ноябре стоимость бензина и дизельного топлива на заправках некоторых компаний. Цены на популярную марку АИ-95 и дизельное топливо буквально за ночь перешагнули отметку в тридцать рублей. После этого в дальневосточной столице прошел автопробег против изменения ценников. Участники его написали коллективную жалобу в краевое УФАС с просьбой провести расследование.
Они обратились к губернатору Вячеславу Шпорту и дальневосточному полпреду Виктору Ишаеву. Автолюбители потребовали от власти вмешаться в ситуацию, а при выявлении фактов незаконного повышения цен на топливо, обязать нефтеперерабатывающие компании снизить их на всех АЗС края.
Реакция последовала в первую очередь со стороны нефтяников. Как заявил руководитель пресс-службы одной из компаний Андрей Румянцев, рост цен на Дальнем Востоке связан с тем, что розничная реализация в текущем году убыточна и сдерживать искусственно цены можно лишь в течение недолгого времени. В этих условиях предложение сокращается, а ресурсы "вымываются". Если один из поставщиков продолжает демпинговать, возникает ажиотажный спрос, дешевый товар раскупается полностью, возникает дефицит.
На днях Хабаровское УФАС рассмотрело дело в отношении крупнейшего дистрибьютора нефтепродуктов по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Предприятие признали виновным в создании дискриминационных условий и препятствовании к доступу на рынок нефтепродуктов других хозяйствующих субъектов. Ранее эта компания уведомила антимонопольщиков, что на 50 копеек увеличится стоимость всех видов нефтепродуктов в связи с повышением цен поставщиков из Москвы.
Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы России:
- Наши нефтяные компании долгое время продавали российскому потребителю товар на 20 процентов дороже, чем должны были. Сейчас этого уже нет. Можно спорить по поводу цен, но наши высокие цены, во-первых, обусловлены мировой конъюнктурой. На рынках очень высокие цены на нефтепродукты. А во-вторых, огромным объемом налогов - до 50 процентов стоимости бензина.