С 15 декабря в московских школах вводится электронная запись в первый класс. Об этом корреспонденту "РГ" сообщили в городском департаменте информационных технологий.
Записаться в школу теперь можно через столичный сайт госуслуг. Важно, чтобы родители зарегистрировали свои электронные заявления до 1 февраля 2012 года (раньше запись первоклассников начиналась с 1 апреля). По идее, виртуальная очередь должна избавить школы от родительской осады, которая традиционно наблюдалась по весне. Но будет ли так на практике? По-прежнему непонятно, как устроить чадо в сильную школу, из-за чего, собственно, и разгорается сыр-бор.
Как известно, недавно президент РФ подписал поправки в Закон "Об образовании", согласно которым приоритет при приеме в школу будет отдаваться детям, живущим в окрестных домах. По этому поводу давно шли споры между Мосгордумой, которая отстаивала именно такой подход, и прокуратурой, отстаивающей другую позицию: "кто первым встал, того и тапки". То есть свободу выбора школы. При этом многим родителям накануне 1 апреля приходилось ночами простаивать в очереди перед заветной школьной дверью, чтобы записать ребенка в первый класс. Между тем прошлой весной, когда судебные баталии между прокуратурой и Мосгордумой были в разгаре (они пришлись аккурат на время записи в первые классы), а родительские волнения набирали градус, мэр Москвы Сергей Собянин пообещал создать в городе электронную очередь, "чтобы люди не толпились на пороге школы". Предварительно обкатав систему в Зеленоградском административном округе, с сегодняшнего дня ее распространяют на всю столицу.
На первый взгляд процедура выглядит логично. Ко всем школам приписаны многоквартирные дома, как правило, расположенные по соседству. Этим закреплением всю осень занимались окружные управления образования, которые принимали и предложения москвичей. 1 ноября работа была закончена. Теперь родители первоклассников-2012 могут зарегистрироваться на городском сайте госуслуг: pgu.mos.ru, после чего заполнить заявление в разделе "Запись в первый класс". Процедура несложная: помимо фамилии и адреса прописки ребенка, нужно ввести номер свидетельства о рождении. Система сама найдет и выдаст номер школы, к которой относится дом. Родители также могут выбрать еще два учебных заведения, но "при наличии у заявителя аргументированной потребности в обучении ребенка в другом учреждении", как оговаривается в положении к приказу департамента образования Москвы N 910.
На этом понятное заканчивается, и начинаются вопросы. Является ли "аргументированной потребностью" то, что в прикрепленной к дому школе не изучают углубленно ни один предмет, а дети начинают курить в третьем классе (что можно наблюдать из окна)? Как быть, если родители нацелились на английскую спецшколу в своем районе, а за ней не закреплено ни одного жилого дома? Анализ списков, опубликованных на сайтах окружных управлений образования, показывает, что такая ситуация типична: к "дворовым" школам приписаны десятки домов, а к гимназиям и лицеям - один, два или ни одного. Зачем вообще создавать очередь, если мест в школах, по данным заммэра по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец, примерно на 4 тысячи больше, чем первоклассников, а проблема поступления в первый класс существует в основном в престижных школах, которые остаются за бортом создаваемой электронной системы?
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве:
- Система электронной очереди, конечно, не решает проблемы попадания в первый класс элитной школы, но поможет департаменту образования провести своеобразный мониторинг родительских предпочтений и понять, кто и где хочет учиться. Это позволит, во-первых, несколько уменьшить весеннюю "истерику", когда за неделю родители и школы должны определиться со списками первоклассников. Во-вторых, даже в пределах района есть заведения более сильные, куда многие хотят попасть. Получив информацию о количестве потенциальных учеников, школы смогут подготовиться и открыть, скажем, не два, а три первых класса. Это полностью меняет принцип: школы будут бороться за учеников (а каждый ученик, в соответствии с принципами подушевого финансирования, теперь приводит за собой деньги), а не наоборот. Что касается престижных школ, то, на мой взгляд, надо смириться с тем, что попасть туда всегда будет трудно. Увеличивать количество классов в них бесконечно нельзя. Здесь может помочь, как ни странно это звучит, система "образовательного франчайзинга": когда продвинутая школа предоставляет другим принципы организации и методики.