16.12.2011 00:52
Власть

Станислав Говорухин возглавил предвыборный штаб Владимира Путина

Станислав Говорухин стал главой предвыборного штаба премьера
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №283 (5659)
Читать на сайте RG.RU

Решения премьера, выбравшего своим главным "штабистом" не чиновника или политика, а человека из мира искусства, не ожидал никто. В том числе и сам режиссер.

4 декабря, в День выборов в Госдуму, вся страна с большим интересом, что подтвердили рейтинги, смотрела все серии фильма "Место встречи изменить нельзя", которые показал Первый канал.

7 декабря премьер Путин зарегистрировался в качестве кандидата в президенты РФ.

8 декабря кинорежиссер Станислав Говорухин возглавил его предвыборный штаб.

"Это открытый и принципиальный, со своей жизненной позицией человек. И меня он неоднократно критиковал", - так охарактеризовал Станислава Говорухина Владимир Путин.

Сам Говорухин назвал предложение премьера "весьма неожиданным": "Конечно, это высокая честь, огромные обязанности. Если рассматривать искусство политики и искусство режиссуры как смежные, то для меня все равно это новый жанр. Я всей душой возьмусь за эту деятельность, но не могу гарантировать, что ваш выбор идеален, поскольку опыта немае". И пояснил, что работой свою будущую деятельность назвать не может, поскольку эта работа в удовольствие. "Ибо Владимир Владимирович - мой кандидат",- признался Говорухин, сравнив политику с игрой в шахматы, в которой нужно заранее просчитывать ходы и черных, и белых. Путин уточнил, что и рыжих тоже.

В день назначения режиссер сразу заговорил о проблемах, которые его волнуют: "Когда кино и телевидение прекратят калечить души людей? Я уже не говорю про это проклятое ЕГЭ".

Путин пообещал, что эти вопросы будут предметом обсуждения.

Избранное

В 2010 г. вышел двухтомник Станислава Говорухина. Первая книга - записки о творчестве и современниках "Черная кошка", вторая - публицистика разных лет "Страна воров". Вот короткие отрывки из этих книг.

***

"Мне довелось жить в трех эпохах. В сталинской, хрущевско-брежневской и в нынешней, криминальной стране. Когда умер Сталин, я плакал. Плакала мама, у которой усатый вождь отнял мужа, плакала бабушка, прожившая при Сталине совсем несладкую жизнь. Плакал весь народ, кроме тех, кто понимал, что происходит в стране. Но они в основном жили в столицах и были приближены к высшей иерар хии или имели косвенное к ней отношение, как одна наша знакомая, отсидевшая десятку за то, что служила домработницей в семье Пятакова.

Плакали, правда, уже от радости , целые народы, по которым прошел сталинский каток, - чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, крымские татары. Ну и, понятно, взревели от счастья два миллиона зэков, сидевших в лагерях, - настоящие герои сталинских пятилеток, построившие ДнепроГЭС, Беломорканал, Норильскникель и Джезказганские рудники, добывавшие стране руду, нефть, золото, серебро и вольфрам, ковавшие Победу.

5 марта 1953 года мой друг Вадим Туманов шел в колонне колымских зэков - на работы. Сзади кто-то шепнул ему:

- Вадим, слыхал: Ус хвост отбросил!

Через минуту вся колонна заключенных бушевала от радости. Конвоиры стали стрелять поверх голов.

Были, были люди, кто понимал. Но 250 миллионов не понимали!

В 1949 году я обманул райком комсомола, прибавил себе год возраста, чтобы скорее стать комсомольцем. Хотелось быть похожим на Олега Кошевого и Сережу Тюленева.

В 1956 году пошли слухи, что Хрущев прочел на съезде закрытый доклад о культе личности Сталина. Вскоре его содержание стало известно не только партийцам, но и всему населению.

С этого года и началась для меня новая эпоха. Эпоха прозрения".

***

"Как всякий живой человек, я врал много - друзьям-товарищам, всевозможному начальству, своим близким. Но с высокой трибуны или в своих фильмах - никогда. Была однажды возможность согрешить, пойти против своей совести - когда работал над фильмом "Место встречи изменить нельзя". Это ведь не столько детектив, сколько социальный фильм. Соврать или умолчать можно было, но мы сумели удержаться.

Потому фильм и живет так долго - три десятилетия. Вот сейчас, когда я пишу эти строки, в соседней комнате, где работает телевизор, показывают - в тысячный раз! - "Место встречи изменить нельзя", все пять серий - нон-стоп".

***

"Больше всего мне жалко стариков. Испытали такие муки, выиграли страшную войну, всю послевоенную жизнь горбили спину на государство - ради будущего. И вот это будущее наступило. Каким ужасным оказался его лик! Стариков ограбили, унизили, растоптали, заставили бродить по помойкам и проклинать новых оккупантов. Как защитить старшее поколение, к которому я, нормальный здоровый человек, ничего, кроме безграничного уважения, испытывать не могу?"

***

"Политика - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам". Не помню, кому принадлежат эти слова, но сказано абсолютно правильно".

***

"Вот уже 17 лет наше общество пытается понять, в чем же состоит главная национальная идея. Прочли бы Солженицына! Вся его публицистика, все обращения к обществу, к его "передовому" отряду интеллигенции, правителям страны пронизывает одна идея - сбережение народа. Какая еще идея может быть благороднее и благодарнее? Какая другая цель могла бы по-настоящему сплотить общество - вождей и граждан? Не поняли, не приняли. Какое еще там сбережение народа? Для новых вождей и понятия такого не было - "народ". Есть человеческий материал. А к нему - арифметика. У Сталина счет шел на миллионы, у этих - на сотни тысяч. Вся тяжесть "реформ" легла на плечи народа. Все ошибки правителей искупались кровью народа. Сколько людей погибло в эти окаянные 90-е! В войнах, от голода, от беспросветности жизни. Убыль населения шла по миллиону в год! А духовная смерть?! Это еще страшнее. Как-то незаметно, в короткий срок (за каких-то десять лет) образованная и интеллектуальная страна - одна шестая часть планеты! - превратилась в бездуховную зону. Это неизбежно скажется, и уже сказалось, на уровне нравственности во всем мире.

Хотелось бы закончить обращение к президенту России: не ищите национальную идею, она есть, и лучше вы не выдумаете.

Вот она:

Сбережение народа".

Что мы знаем о Говорухине?

Станислав Сергеевич Говорухин - народный артист России, заслуженный деятель искусств Украины. Родился в 1936 г. в Березниках Пермской области.

В 1961 г. поступил на режиссерский факультет ВГИКа. По окончании приехал в Одессу вместе со своим однокурсником Борисом Дуровым. Первым их фильмом стала "Вертикаль" (1966). После него вышла гибкая пластинка с песнями из фильма -Владимир Высоцкий стал известен всей стране. С легкой руки Говорухина становились известными и другие артисты. Из молодого поколения можно назвать актрис Светлану Ходченкову ("Благословите женщину") и Аглаю Шиловскую ("В стиле Jazz"). Всего режиссер Говорухин снял более 20 фильмов.

В 1979 г. они с тем же Дуровым (тот - как режиссер, Говорухин - как автор сценария) сняли советский боевик "Пираты XX века", ставший чемпионом советского проката (за год его посмотрели 100 млн человек). По сценариям Говорухина сняты ленты "Тайны мадам Вонг", "Вторжение", "Подмосковные вечера", "Черная вуаль", "Русский бунт" и др.

Сыграл в картинах Сергея Соловьева "Асса", Киры Муратовой "Среди серых камней", Леонида Филатова "Сукины дети", Федора Бондарчука "9 рота", Петра Тодоровского "Анкор, еще Анкор", а также в фильмах "Женская логика", "Благословите женщину", "Не хлебом единым" и др.

Автор книг "Великая криминальная революция", "Страна воров на дороге в светлое будущее", "Неизвестное об известных".

Печатался в "Литературной газете", "Советской культуре". Снял публицистический фильм "Так жить нельзя" (1990, приз Союза кинематографистов "Ника" за лучший фильм 1990 года). Он впоследствии положил начало художественно-документальной трилогии режиссера о России: картины "Россия, которую мы потеряли" (1992) и "Великая криминальная революция" (1994). В начале 90-х режиссер познакомился с Солженицыным, дважды был в Вермонте, а в 1992 году снял документальный двухсерийный фильм "Александр Солженицын".

В 1993 г. баллотировался в Госдуму во главе Демократической партии и вместе с Николаем Травкиным вошел в парламент. За 10 лет работы в Думе (три созыва) возглавлял парламентскую фракцию Демократической партии, Комитет по культуре, парламентскую комиссию по расследованию причин возникновения кризисной ситуации в Чечне. За это время он успел снять только один художественный фильм - "Ворошиловский стрелок", и то во время парламентских каникул.

После ухода из Думы в 2003 г. отошел от политической деятельности и стал больше времени уделять созданию кино. За три года снял два фильма - "Благословите женщину" (2003) и "Не хлебом единым" (2005) по роману Владимира Дудинцева, вышедшему в журнале "Новый мир" в 1956 году, после XX съезда партии.

Был кандидатом на пост президента РФ на выборах 2000 года.

Почетный член Российской академии художеств. Живописью увлекается 20 лет. Среди его работ преобладают лирические пейзажи, но есть и графические наброски и зарисовки. В академии прошло несколько выставок Говорухина: в 2001 г. - выставка живописи "Парламентские каникулы", в 2006 г. - выставка, посвященная 70-летию со дня его рождения.

Состоит во втором браке. Первая жена - актриса Юнона Кареева, вторая - Галина Говорухина. Сын от первого брака Сергей Говорухин возглавлял независимую телестудию "Гандвик". В 1995 г. был тяжело ранен в Грозном, потерял ногу. Его документальный фильм "Прокляты и забыты" потряс зрителей правдой о чеченской войне. Недавно ушел из жизни.

Сегодня Говорухин - худрук киностудии "Вертикаль" киноконцерна "Мосфильм".

Внутренняя политика