57-летняя пациентка Гульгена Набиуллина уже вернулась в родной Нижнекамск и, по ее словам, прекрасно себя чувствует. А ведь всего пару месяцев назад ей казалось, что жить осталось недолго.
Про то, что серьезно больна, женщина узнала пять лет назад. Пожаловалась врачу, что не переносит пищу, что раздражают запахи, а руки чешутся так, что не уснуть. Думала, надышалась химией: маляром-то работает почти со школьной скамьи. Краска, что называется, в печенках сидит. Результаты обследования догадку подтвердили. Постоянное токсическое воздействие сказалось на состоянии кроветворного органа. У Набиуллиной обнаружили аутоиммунный цирроз печени.
- Два раза в год приезжала на лечение в Республиканскую клиническую больницу, но легче не становилось, - вспоминает Гульгена. - В последнее время совсем не было сил. Пожелтела вся, даже глаза. Печень сильно увеличилась, тело чесалось. Ничто не радовало.
Врачи предупреждали: спасти может только пересадка печени. Но подходящего донора долго не было. Но вмешался случай. Как-то ночью раздался звонок: больную срочно вызывали в Казань. Через два часа Гульгена была уже в клинике. К утру ее доставили в операционную.
- Когда появился донор и стало известно, что операция состоится, мы пригласили трех больных, нуждающихся в трансплантации печени, - вспоминает главный хирург РКБ, руководитель центра лазерной хирургии, профессор Дмитрий Красильников. - После осмотра решили: оперировать будем Набиуллину. Оперируются всегда самые сложные больные. А Гули была именно такой.
Накануне в Казань приехала бригада специалистов Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова во главе с доктором медицинских наук профессором Яном Мойсюком. В операции участвовали десять человек, включая специалистов из Республиканской клинической больницы и Межрегионального клинико-диагностического центра. Длилась операция девять с половиной часов. Работали с перерывами, во время которых обсуждался наиболее приемлемый в данном случае способ трансплантации.
По словам Дмитрия Михайловича, который удалил пораженную печень и трансплантировал донорский орган, такие операции не всегда протекают гладко. Многое зависит от того, насколько искусно была выполнена подготовка донорской печени. Но даже тогда не исключена большая кровопотеря как во время операции, так и после нее. В данном случае все было удачно. Предпосылок к отторжению донорского органа и других осложнений не было.
Как утверждает главный врач РКБ Рустем Гайфуллин, в пересадке печени остро нуждаются 17 пациентов. Именно столько больных в листе ожидания. Всего же трансплантация этого органа требуется почти 150 жителям республики. Если раньше таких больных приходилось направлять в Москву, то теперь у них есть шанс получить хирургическую помощь в Казани. И это очень важно: подобные операции позволяют не просто спасти больных, но и вернуть им качество жизни. В чем Гульгена Набиуллина убедилась на собственном опыте.