16.12.2011 01:00
Власть

Владимир Путин: Если народной поддержки нет, то во власти нечего делать

"Режим Путина" довел общество до свободы волеизъявления, считает премьер
Российская газета - Столичный выпуск: №284 (5660)
Читать на сайте RG.RU

Владимир Путин в ходе "прямой линии" побил свой собственный рекорд общения с россиянами, находясь в эфире более четырех с половиной часов. Фото:РИА Новости

Вчера премьер-министр Владимир Путин в десятый, юбилейный раз поговорил со страной в режиме прямого эфира.

Свои вопросы для программы "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" граждане могли задать заранее через Интернет, с помощью СМС или позвонив в специально созданный "колл-центр", способный обрабатывать сотни звонков в минуту. Также в крупных городах России работали мобильные телевизионные студии.

Формат общения главы кабинета министров несколько отличался от предыдущих. В студии можно было увидеть Евгения Примакова, Валерия Гергиева, Павла Астахова, Леонида Рошаля, Алексея Венедиктова и других известных граждан нашей страны, которые не только задавали вопросы премьеру наряду с обычными россиянами, но и дискутировали с Владимиром Путиным.

Всего премьеру пришло 1,882 миллиона вопросов, на более чем 90 из которых он ответил за 4 часа 32 минуты.


Евгений Примаков спросил у премьера об интеграции России с Белоруссией и Казахстаном. Фото:РИА Новости

О выборах и акциях протеста

То, что люди высказывают свою точку зрения по поводу процессов, происходящих в стране, - абсолютно нормальные вещи. До тех пор, пока все действуют в рамках закона. Я рассчитываю на то, что так оно и будет. Я действительно видел на экранах телевизоров людей, которые ясно и четко формулируют свою позицию. Там были разные люди, и я радовался тому, что увидел свежие, интеллигентные, здоровые, энергичные лица людей. Меня это радует. И если это результат "путинского режима", то это хорошо. Повторяю еще раз, главное, чтобы все действующие лица и все политические силы оставались в рамках закона.

Если же речь идет о том, были ли эти выборы объективными и честными, то, на мой взгляд, результат этого голосования отражает реальный расклад сил в стране. И в том, что правящая сила - "Единая Россия" - утратила определенные позиции, тоже нет ничего необычного.

В том, что оппозиция недовольна результатами выборов, нет никакой новизны, это было всегда, всегда есть и всегда будет. Оппозиция на то и существует. Она борется за власть. Она всегда будет указывать на то, что выборы были нечестные. Вопрос только, в какой форме это выражается. Это вопрос политической культуры.


С Владимиром Путиным вели разговор как простые граждане, так и известные всей России люди. Фото:РИА Новости
Стенограмма программы "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение"

Для меня, например, ясно, что атаки по этому направлению на выборы, которые состоялись, имеют второстепенный характер. Главная цель - это, выборы президента. И вот, чтобы минимизировать возможность указывать на то, что эти выборы или будущие будут нечестными, чтобы выбить почву из-под тех, кто хочет делегитимизировать власть в стране, у меня есть предложение.

Я предлагаю и прошу Центральную избирательную комиссию установить веб-камеры на всех избирательных участках страны, их у нас 90 с лишним тысяч на всех. И пусть они работают там круглосуточно - днем и ночью, чтобы страна видела. Оппозиция должна получить возможность контролировать все, что происходит на избирательных участках, в полном объеме. А процедура разрешения споров известна и изложена в законе.

О "цветных" революциях

Мне кажется, что в отношении "цветных" революций, по-моему, все ясно. Это наработанная схема дестабилизации общества, и она родилась не сама по себе. Мы знаем события "оранжевой революции" в Украине. И некоторые пытаются естественным образом перенести эту практику и на российскую почву.


Колл-центр принимал вопросы для Владимира Путина в течение всей прямой линии. Фото:РИА Новости

Если говорить откровенно, я, когда увидел на экране что-то такое у некоторых на груди, то решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом. Что это такие, извините, контрацептивы повесили. Думаю: зачем только развернули - непонятно. Но потом присмотрелся, вроде нет. Но в принципе первая мысль была такая: хорошо, борются за здоровый образ жизни.

Протесты в рамках закона - да. Несогласие с тем, что власть делает, - да. Потому что власть далеко не всегда правильно себя ведет и адекватно отвечает на вызовы времени. Часто люди сталкиваются с несправедливостью, и на это тоже можно и нужно реагировать. Но позволить себя втянуть в какие-то схемы по дестабилизации общества, это недопустимо.

О негативных откликах

Я видел эту надпись (речь идет об избирательном бюллетене с нецензурной надписью, фото которого было опубликовано в журнале "КоммерсантЪ Власть". - Прим. "РГ"), она меня очень позабавила и даже порадовала. Объясню почему. Во-первых, в таком отношении нет ничего нового. Я помню, в начале 2000 годов, когда у нас активно шла борьба с терроризмом на Северном Кавказе, я чего только про себя не слышал и чего только не видел. Особенно, конечно, наши западные партнеры старались. Каких только карикатур страшных не посмотрел. Но я и тогда был уверен, что я действую правильно, и сейчас я не сомневаюсь в том, что действую верно.

Что касается этой надписи... Насколько я понимаю, надпись на бюллетене была сделана в Лондоне, где люди пришли голосовать в посольстве, но мы знаем, кто в Лондоне собрался и почему они не возвращаются в Россию.

И их пожелание "послать меня подальше" связано с тем, что они сами хотят сюда вернуться, и пока я здесь сижу, им вернуться нельзя - это я все прекрасно понимаю. Поэтому я на них не в обиде, зла не держу. Более того, я же призывал всех граждан России прийти и проголосовать, и они пришли, послушались. И я их за это похвалил.

О сверхзадаче на посту президента

Задача укрепления государства полностью пока не решена. Да, самое необходимое сделано: подавлен сепаратизм, терроризм. Но, посмотрите, что еще на Кавказе происходит, как люди там еще страдают от всех этих явлений. Стоит только отпустить немножко, и тогда многие поймут, что такое "трудности сегодняшнего дня", когда нужно будет идти не на площадь, а под пули и бороться с террористами. Когда нужно будет думать не о том, насколько повысили пенсию или заработную плату, а нужно будет подумать о том, что делать с растущей безработицей - такой, как в Штатах, например, или в некоторых странах Западной Европы, и что нам делать с пенсионной системой. Когда не о повышении пенсии нужно будет думать, а дискутировать по поводу того, насколько поднять пенсионный возраст. Так что сказать, что все так стабильно, я не могу. Еще многое предстоит сделать для укрепления системы, придания ей стабильности. Стабильность - это не топтание на месте, а поступательное развитие. Это было обеспечено в предыдущие годы. Это нужно обеспечить и в будущем.

Но на более отдаленную стратегическую перспективу нам нужно решать качественно другие задачи. Необходимо по-другому выстраивать общество, укреплять политическую систему, расширять базу демократических институтов, модернизировать все стороны нашей жизни - и политическую, и экономику, и социальную сферу. Нужны глубинные преобразования, чтобы страна была устойчивой и чтобы законы ее развития были необратимыми, чтобы она вышла на совершенно новые рубежи. Можем мы это сделать или нет? Конечно, можем. Это и будет моей сверхзадачей, если граждане доверят мне эту работу.

О народной поддержке

Могу сказать определенно, если я такой поддержки не буду чувствовать (а есть она или нет, это в демократическом обществе определяется не на сайтах и не на площадях, а только по результатам голосования), я ни одного дня не останусь в своем рабочем кабинете. Я являюсь служащим, которого нанимают для определенной работы на определенный период. Монархи опирались на определенные сословия, из которых набирали и элитные подразделения - преображенцев, семеновцев. В сегодняшних условиях не может быть ни преображенцев, ни семеновцев. Сегодня можно опираться только на российский народ. Если народной поддержки нет, то во власти нечего делать.

О возможных выборах губернаторов и сенаторов

Сегодняшний способ приведения губернаторов к власти я придумал лично, и скажу почему. Это было сделано в начале 2000 годов. У нас полыхала гражданская война на Кавказе. Многие губернаторы приходили к власти путем якобы прямых выборов, но опирались при этом на местные полукриминальные элиты, и, что было особенно опасно, сосредоточили в своих руках большую экономическую власть, да еще сидели в Совете Федерации и имели неприкосновенность как депутаты парламента. С целью прихода к власти не брезговали ничем. Не только опирались на полукриминальные структуры, но и на националистические и сепаратистские группы. И я хочу, чтобы граждане всей страны знали, чем было продиктовано это решение. Не тем, что хотелось сосредоточить в своих руках больше "властишки". Да нет, конечно! Это было продиктовано желанием страну сохранить и собрать вместе и не допустить раскачивания.

Конечно, мы в известной степени прошли период становления и укрепления наших властных структур и государства в целом. И нужно сделать следующий шаг в развитии нашей политической системы. Я думал над этим и считаю нужным сохранить этот фильтр на уровне президента, чтобы отсекать приход во власть людей, которые будут опираться на какие-то полукриминальные или сепаратистские силы, в том числе и в национальных республиках. Но можно допустить, чтобы все партии, которые приходят в региональный парламент путем прямого тайного голосования, предлагали президенту своих кандидатов на должность губернатора - руководителя региона. Эти предложения проходят через президентский фильтр, и он вносит кандидатуры не в заксобрания, а на прямое тайное голосование всего населения, проживающего в регионе. И, конечно, за президентом нужно будет оставить негативный контроль, то есть право отстранения от должности в случае совершения каких-то действий, связанных с осуществлением властных полномочий губернатором. То есть можно говорить о возвращении института выборов губернаторов с теми поправками, о которых я сказал. То же самое можно сделать с формированием верхней палаты парламента: пропустить через президентский фильтр кандидатов от партий, которые побеждают в ходе региональных выборов, и предложить их кандидатуры на суд граждан, проживающих в регионах.

О муниципальной власти

Я хочу напомнить, что Александр Солженицын уделял очень много внимания муниципальному уровню власти. Когда я лично с ним встречался, Александр Исаевич очень подробно рассказывал о своих идеях укрепления муниципального уровня власти. И я уверен, что он был абсолютно прав. Потому что муниципальный уровень власти - это тот уровень, до которого люди, фигурально выражаясь, могут дотянуться рукой, поэтому это самый важный уровень, от эффективности работы которого зависит повседневная жизнь людей. Нужно, конечно, сделать так, чтобы муниципальный уровень власти был самодостаточным для решения задач, которые на него возложены. И именно поэтому сейчас в правительстве работает целая группа под руководством Дмитрия Козака, которая и занимается вопросом перераспределения полномочий и источника финансирования решения этих задач.

О ЖКХ

Это действительно один из самых чувствительных для людей вопросов. И в этой области очень много и несправедливости, и жульничества, что я с сожалением должен констатировать.

Жилищно-коммунальная сфера относится к компетенции местных и региональных властей. И, когда недавно все мы столкнулись с проблемами в этой сфере, я начал выносить это на уровень правительства. Для того чтобы повысить уровень ответственности, передали часть решения этих вопросов с муниципального на региональный уровень, в том числе наделили следующими полномочиями региональные и местные уровни управления: определение нормативов потребления, привлечение управляющих компаний и определение тарифов по некоторым направлениям.

В текущем году мы поставили планку 15 проц. роста ЖКХ, и не больше. По факту на сегодняшний день средний рост по стране составляет, по-моему, 13,5 проц. На следующий год мы приняли решение ограничить рост тарифов уровнем инфляции. Это значит, что рост составит около 6, может быть, 6 с небольшим процентов. Кроме того, принято решение разрешить рост тарифов только с середины года.

Об интеграции с Белоруссией и Казахстаном

Мы серьезно продвинулись. И Таможенный союз, Единое экономическое пространство,- это интеграционные объединения совершенно другого класса, другого уровня и другой глубины, это реальная интеграция с выходом на то, чтобы передать часть функций в наднациональные органы, и это крайне важно. Хочу отметить, что это не возрождение Советского Союза, а сохранение целиком и полностью политической независимости этих государств. Мы идем по пути интеграции с целью повысить нашу конкурентоспособность в мировой экономике, придать новый импульс развитию, обеспечить более высокий уровень жизни наших граждан. Это сложный процесс достижения компромиссов в ходе переговорного процесса.

О кризисе в Европе

Мы видим, что происходит в Европе. И то, что сейчас там нарастает финансовый кризис, это связано с тем, что не было учтено одно обязательное условие, согласно которому некоторые вещи в макроэкономической сфере, в частности величина внешнего и внутреннего долга, величина дефицита бюджета и т.д., не согласовывались в наднациональных органах. Наднациональные органы принимали какие-то решения в рамках Маастрихтского процесса - 3% дефицита, не больше.

А на самом деле многие страны давно вышли за эти параметры, давали неточную статистику и поставили в очень сложное положение все страны Евросоюза. Сейчас Франция, Германия борются за то, чтобы исправить ситуацию и передать на наднациональный уровень некоторые вопросы, связанные с регулированием макроэкономических параметров.

О сотрудничестве с Европой

Мышление времен "холодной войны" мешает сотрудничеству Европы и России, но интеграция на евразийском пространстве неизбежна. Почему мы не вместе? Во-первых, есть чисто технологические причины. Один из наших императоров в свое время, давая наставление своему сыну, говорил: "Нашей огромности все боятся". Так оно и есть, и до сих пор это так. Во-вторых, ведущая страна западного мира - США - с подозрением относится к нашему ракетно-ядерному потенциалу, и думаю, что совершает огромную ошибку, полагая, что сначала нужно изъять этот ядерный потенциал, а потом рассматривать нас как возможного союзника. Это мышление еще в рамках "холодной войны". И это не дает Европе работать с нами, как реально с потенциальным союзником. Но интеграция на европейском пространстве востребована самой жизнью. Я бы сказал больше: интеграция в рамках единых христианских ценностей крайне востребована. А если считать, что в основе морально-нравственных ценностей в мировых религиях лежит одно и то же, то это - база для преодоления сложностей и межцивилизационного характера. И Россия никакой не мост между Востоком и Западом. Это самостоятельная и самодостаточная сила в мире, а не просто какое-то связующее звено. Но в ней, конечно, присутствуют элементы евразийского характера. Они являются дополнительными факторами нашей конкурентоспособности и мы, конечно, будем это использовать. Именно поэтому мы ставим вопрос о создании Евразийского союза.

О критике министров

Все министры, как и многие губернаторы, всегда находятся на острие критики и на острие проблем, и очень легко сделать из каждого "козла отпущения". Но и я несу ответственность за то, что происходит в этих сферах, и я лично, как председатель правительства. Это люди очень квалифицированные. Вопросы, которыми они занимаются, сложны и однозначных подходов не терпят. Можно в чем-то поспорить, можно в чем-то упрекнуть, но самое плохое, что мы могли бы сделать, - это заниматься кадровой чехардой. И такое в нашей недалекой истории тоже было. У меня есть определенный опыт работы, и я знаю, что такое кадровая чехарда и к чему это ведет. Стоит только одного руководителя заменить на другого, и уже минимум полгода ведомство работать не будет. Сразу начнутся замены, перемены. Кошмар! Наша задача, если в чем-то люди ошибаются, выстроить работу так, чтобы избежать этих ошибок. Но, конечно, время подойдет, и без всяких сомнений правительство будет обновлено.

Об усыновлении

По мере улучшения условий в детских домах и решения других социальных вопросов детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо сокращать долю иностранных усыновителей, и в каком-то ближайшем будущем свести это к нулю, поощряя прием детей в российские семьи. Я не являюсь сторонником практики усыновления российских детей иностранными гражданами. Но в нашей стране достаточно много людей, которые считают и говорят, что в наших детских домах и других учреждениях неблагоприятные условия для детей, и они будут счастливы, если попадут в благоприятную среду тех иностранных граждан, которые хотят иметь детей. И в последнее время увеличилось число российских семей, которые усыновляют детей. В прошлом году они усыновили 72 тысячи ребят. Это значительный рост по сравнению с прежними годами. Это положительная тенденция, которую мы, безусловно, должны будем поддерживать.

О Кавказе

Я знаю, что к главе Чечни Рамзану Кадырову есть много претензий, но он восстанавливает республику, и при этом коррупционная составляющая в республике минимальна. Совсем недавно Грозный сравнивали со Сталинградом после войны. Ну что, нам оставить Грозный в таком состоянии? Кадыров Грозный восстановил так, как никому не удалось это сделать. Проблема состоит в том, что в крупных городах появляется все больше выходцев из Кавказа, но далеко не все они вписываются в ту культурную среду, в которую попадают. Надо сказать, что люди часто приезжают сами неподготовленные. Ни образовательного нет уровня, ни профессиональной подготовки. Они просто ищут лучшую долю, ищут возможность трудоустроиться. Выход какой? Самое основное, что нужно сделать, - это нужно развивать производительные силы, создавать новые рабочие места на Северном Кавказе. Нам нужно развивать производство, экономику, социальную сферу таким образом на Кавказе, чтобы оттуда людям никуда и уезжать не хотелось, чтобы они могли реализовывать себя и свои потребности, а для этого, безусловно, если мы хотим сохранить единство нашего государства, нужно вкладывать деньги туда.

О воссоздании министерства по делам национальностей

В условиях нашей страны сегодняшняя структура явно не отвечает требованиям дня. Мы обязательно подумаем над этим (создание отдельного министерства по делам национальностей. - Прим. "РГ"). Сейчас этими вопросами занимается министерство регионального развития, но, видимо, этого недостаточно. В министерстве регионального развития сосредотачивают внимание прежде всего на вопросах социальных и экономических, а проблемы национального благополучия фактически уходят на второй план.

О Михаиле Касьянове

Я считаю Михаила Касьянова неэффективным премьером, но характерным оппозиционером. Перефразируя известные слова Владимира Маяковского, скажу: "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стане оппозиции есть". В мою бытность президентом многие либерально настроенные и уважаемые в либеральных кругах члены правительства, скажем Герман Греф или Алексей Кудрин, приходили ко мне и требовали убрать Касьянова из правительства, говорили: "Мы с этим жуликом работать не будем вместе: или он, или мы". И кличку к нему в свое время прилепили, еще до того, как он пришел в правительство: Миша - два процента, потому что якобы он был замешан в каких-то коррупционных вещах. Но поскольку никаких доказательств не было, и, кроме межличностных симпатий и антипатий, я ничего не видел, я позволил ему доработать до конца своего срока. Работал ли он эффективно? Первые год-полтора старался что-то делать; вторые два года активность была нулевая. Я считаю, что он думал о том, чтобы стать президентом и боялся совершить неосторожные шаги, потому что работа во главе правительства связана с постоянными угрозами для политической составляющей, потому что очень много нужно принимать конкретных решений. Михаил Михайлович, по сути, уходил от этих решений, но он доработал.

О приватизации и национализации

В свое время многим нашим сегодняшним олигархам достались многомиллиардные состояния в результате несправедливой и нечестной приватизации. Это абсолютно точно, это факт. Они сами теперь это признают. Однако если сейчас начать отъем этой собственности, это может привести к худшим последствиям, чем сама нечестная приватизация, поскольку это может нарушить деятельность крупных предприятий, лишить людей заработной платы, рабочих мест и так далее. Поэтому задачей государства являются не разговоры о национализации чего бы то ни было, а разговор о том, чтобы поставить в стойло этих людей (собственников. - Прим. "РГ"), заставить их работать по закону и платить налоги, и от поступления этих налогов решать социальные задачи.

Об Интернете

Считаю невозможным ограничивать Интернет. Это и технологически сложно, и политически неправильно. Эта среда очень свободная, в высшей степени демократическая. Но признаю, что у меня нет времени для Интернета. Если власти или кому-то еще не нравится, что происходит в Интернете, есть только один способ противостоять: на той же площадке предлагать другие варианты и подходы решения проблем, которые в Интернете обсуждаются, и делать это более креативно, интересно, собирать большее количество сторонников. К сожалению, зачастую Интернет используется и в криминальных целях. И здесь правоохранительные органы должны внимательно следить: я имею ввиду и педофилию, и другие проблемы. Волнует меня и низкий уровень культуры общения в Сети. Это то же самое, что поведение на дороге, когда водитель едет и матом костерит всех подряд, хотя сам нарушает Правила дорожного движения. Это проявление общей культуры, и я очень надеюсь, что с ростом общей культуры, ситуация в Интернете будет тоже меняться.

О Родине, эмиграции и счастье

Родина для меня, так же как и для многих наших сограждан, это практически все, это моя жизнь. Можно ли сказать, что наша страна полностью оправилась после драматических событий, которые произошли с нами после распада Советского Союза, что теперь у нас мощное здоровое государство? Нет, она еще в значительной степени больна. Мы часто говорим: "Родина-мать". Да, страна наша еще больна, но от постели больной матери не уезжают.

А счастье - это очень конкретная вещь для каждого человека. Я думаю, что счастье в любви.

Подготовила Екатерина Власова

Госуправление Председатель Правительства