19.12.2011 00:05
Культура

В Италии открылась выставка "Русский космос"

В Италии открылась выставка "Русский космос"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №285 (5661)
Читать на сайте RG.RU

Выставка "Русский космос" подготовлена Московским Мультимедиа Арт Музеем специально для Кастелло ди Риволи, бывшей резиденции герцогов Савойских, в 1984 году превращенной в Музей современного искусства, первый в Италии. Оказавшись одним из завершающих событий года России в Италии и Италии в России, этот проект впечатляет такой целостностью подхода к искусству, науке, обществу, человеку, какую не часто встретишь.

В экспозиции встретились друг с другом "Альбом космических путешественников" (1933) Константина Циолковского и графика Ильи и Эмилии Кабаковых "Центр космической энергии" (2003); супрематические композиции Каземира Малевича, Ильи Чашника, Николая Суетина и "Проект реконструкции звездного неба" (1960-е) Франциско Инфанте; звезды, спутники и спирали туманностей, сделанные из колючей проволоки Сергеем Шутовым, и проект Памятника Малевичу для Барвихи со стразами (2003); шутливый поздравительный рисунок Сергея Королева с наброском корабля "Восток" (август 1960) и ироничная серия Павла Пепперштейна про галактическое будущее землян XXI-XXXIV веков; видеоперформанс "Снежный ангел" Леонида Тишкова и фирменное видео от "Синих носов" в картонных коробках, построенных в виде ракеты...

Сталкивая утопию русского авангарда и горькую иронию актуального искусства, рожденную разочарованием как раз реализацией проекта "светлого будущего", детские мечты о ракетах, "космических рейсах" и недетскую реальность засекреченных городов, выставка фактически задает вопрос о роли утопической мечты для жизни не только искусства, но и человека. "Ангел" Леонида Тишкова с самодельными крыльями из искусственного меха бредет по колено в снегу к вершине той самой горки, откуда совершался детский прыжок-полет в сугроб. Возвращение к детским мечтам выглядит невозможным, но без памяти о них почти невозможно продолжить путь.

С другой стороны, выхолощенная мечта, сохраняемая как декорация во что бы то ни стало, - это тот самый "сон разума", что рождает чудовищ. Жизнь в декорациях мечты приобретает гротесковые черты абсурда, которые с театральной эффектностью демонстрирует инсталляция "Синих носов". Картонные коробки с вмонтированными внутрь их мониторами похожи то ли на аквариум, то ли на террариум, в котором протекает бурная жизнь соратников-единомышленников и целеустремленного крокодила, преследующего жертв... Жертвы пытаются спастись, то запуская фейерверки и "улетая" на этих импровизированных ракетах вперед, то желая докричаться-достучаться до небес. В роли "небесных" жителей выступают зрители.

Ситуация складывается патовая. С одной стороны, немыслимость возвращения к утопии, с другой - невозможность существования человека без мечты в плоском двухмерном пространстве или в "ящике" приватной жизни. В этой ситуации неудивительно, что многие с интересом начинают обращать взор к истокам века, к теориям русских "космистов", в частности Константина Циолковского. Человека, который в 1934 году заявлял о "необходимости космической точки зрения": "Судьба существа зависит от судьбы вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной". На выставке представлены рисунки ученого, которые он делал по просьбе создателей фильма "Космический рейс" (1934). В результате появился уникальный альбом с рисунками, показывающими поведение вещей и жидкостей в невесомости, космическую оранжерею, процесс шлюзования корабля в космосе, выход в открытый космос... Космонавт Алексей Леонов рассказывал, что во время подготовки в открытый космос тексты Циолковского были фактически единственным теоретическим пособием. Хиты итальянской выставки - модель железного дирижабля и слуховая труба ученого, который страдал глухотой.

Выставка впечатляет не только соединением работ художников и раритетов из архива Академии наук, но и очень интересным столкновением разных медиа. Рисунки Василия Чекрыгина, графика Малевича, фотографии "Летатлина" Александра Родченко, проекты памятников Юрия Аввакумова и живопись Алены Кирцовой открывают космос не только как идею, вдохновлявшую людей в ХХ веке, но и космос отечественного искусства ХХ века...

Культурный обмен