Конец года - самое время оценить основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка.
Первое, что приходит на ум при рассмотрении того, как изменился рынок, а также оценок, того, куда он движется, - это последствия регуляторных изменений, произошедших еще в 2010 году. Главных было два - введение нового порядка регулирования ценообразования для препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также принятие Закона "Об обращении лекарственных средств".
Положение нашего рынка, развитость систем возмещения, уровень потребления и качество лекарственной помощи в России все еще заметно отстают от развитых стран. Поэтому про нашу регуляторную систему мы привыкли говорить в аналогичном ключе. И совершенно справедливо было бы ожидать постепенного сближения регуляторных практик в России и Европе. Но тут возникает двойственное чувство. Одни и те же действующие нормативные документы могут одновременно приближать российскую действительность к европейской модели и отдалять ее еще дальше. То есть национальные особенности, часто выражающиеся в непоследовательности принятия решений и отсутствии внятной "дорожной карты", превалируют над отработанными на Западе моделями. И возможно, это не всегда плохо.
Так, с одной стороны, Закон "Об обращении лекарственных средств" содержит четкие указания по срокам процедур регистрации, но с другой - ввел в практику дорогую, неповоротливую и в основе своей непрозрачную процедуру проведения фактически повторных клинических исследований для импортных препаратов на территории РФ. Одновременно с введением этого правила было ограничено количество центров, имеющих право проводить подобную работу.
Результат потребители могут ощутить уже сегодня - ставшая по закону прозрачной процедура регистрации (а это важнейших шаг к расширению выбора лекарственных средств для граждан страны) остается такой же непрозрачной системой, в которой "застряли" сотни досье как новых, так и уже присутствующих на рынке ЛС. Кстати, этот фактор стал важной составляющей общего негативного фона, сдерживающей развитие российского рынка в 2011 году - ведь потребление новых препаратов, закрывающих ранее не удовлетворенный спрос, является одной из составляющих роста рынка. В общем, ситуация напоминает затянувшийся кризис. Остается надеяться, что в 2012 году будут найдены решения, способствующие нормализации ситуации.
Большинство национальных рынков в Европе находятся в более или менее жестких тисках регулирования цен на медикаменты. С 2010 года этот инструмент сдерживает коммерческую инициативу и участников российского фармрынка. Производители обязаны регистрировать цены на препараты из списка ЖНВЛП, дистрибьюторы и розничные сети не имеют права устанавливать наценку выше лимита для данного региона. Мера приносит результат - цены на лекарства из перечня второй год подряд практически не повышаются.
Однако в отличие от Европы в России около 40% рецептурных медикаментов приобретается за счет средств граждан. Однако даже при снижении цен потребитель вряд ли обрадуется исчезновению с прилавка препаратов, которые стали для него привычными и дают необходимый эффект. Такая перспектива сейчас как никогда актуальна - несмотря на адекватность самой идеи ценового регулирования, в России отсутствует ряд механизмов, являющихся важнейшими элементами систем контроля за ценами в Европе.
Ключевые из них - это система возмещения за потребленные ЛС (reimbursement), а также процедуры переговоров между представителями регулятора и фармкомпаний для установления справедливой цены на тот или иной препарат, в котором может быть заинтересован широкий круг пациентов. Новое ценовое регулирование, направленное также на сдерживание роста цен в коммерческом сегменте, привело еще к двум эффектам, которые вряд ли входили в замысел инициаторов. Первый - стремление участников товаропроводящей цепочки продавать те торговые марки, которые приносят больше прибыли, а также заметное увеличение средних цен на наиболее дешевые препараты, вызванное особенностями процедуры регистрации цен.
Большую пищу для размышлений дают результаты 2011 года с точки зрения цены, как главного фактора при осуществлении государственных закупок. Здесь в единый клубок сплетены и заинтересованность пациентов в получении действенной лекарственной помощи, и интерес регулятора в эффективном расходовании средств, и коммерческие интересы компаний. Дешево - не всегда хорошо, и дешевизна не всегда свидетельствует о победе справедливости над алчностью. Это можно сказать и про лекарства тоже. Распутать этот узел безболезненно вряд ли получится, но необходимость сбалансировать интересы стала острой как никогда.
Фармрынок никогда не был местом, где выбор потребителя определялся в первую очередь ценовой эластичностью. Однако социально-экономические данные за 2011 год заставляют вспомнить об этой характеристике спроса. На фоне опережающего роста издержек и общей реальной инфляции в потребительском секторе цены на лекарства перестали быть инструментом компенсации роста издержек и обеспечения развития производства. В среднесрочной перспективе росту потребления лекарств угрожает снижение темпов роста доходов и пенсий в РФ, о чем свидетельствуют данные Росстата. В результате темпы роста рынка в 2011 году вряд ли превысят 10-12% в рублевом эквиваленте, что будет обеспечено некоторым ростом потребления (в пределах 2%), перераспределением спроса в сторону более дорогих препаратов, а также заметным повышением цен в секторе, находящемся вне зоны ценового регулирования.
Несмотря на тревогу по поводу развития рыночных тенденций, в 2011 году было немало событий, которые определяют и долгосрочные перспективы российского фармрынка. В 2011 году был поставлен рекорд по количеству заявлений иностранных компаний о готовности к локализации производства в России. Среди них - несколько мультинациональных игроков, что можно оценить как совершенно новое явление.
В бюджетном секторе предпосылок для резкого роста финансирования программ обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и "7 нозологий" на федеральном уровне нет. Значит, реальнее всего рассчитывать на то, что рынок будет расти в пределах 12-15%. В целом объем российского фармацевтического рынка в 2012 году достигнет примерно 25 млрд долларов.
Рассмотрим итоги 2011 года и прогноз на 2012 год более детально в привязке к основным секторам российского фармрынка. Прогноз строился на основании данных о динамике рынка и его основных секторов за прошедшие периоды, а также данных о запланированных государственных расходах и прогнозов общей экономической ситуации в РФ в 2011-2012 годах.
Коммерческий розничный сектор
В 2011 году в числе основных тенденций, характеризующих рынок, необходимо отметить следующие.
- Начавшийся рост цен на лекарственные средства. Среднемесячный темп роста цены в январе - сентябре 2011 года для ЖНВЛП составил 0,3%, для не ЖНВЛП - 0,8%. В сентябре 2011 года цены на ЖНВЛП увеличились на 2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; цены на не ЖНВЛП выросли на 9%.
- Снижение продаж дешевых ЛС (дешевле 75 руб. за упаковку) и увеличение продаж дорогих ЛС (дороже 600 руб. за упаковку).
В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне (рост ВВП - 3,5-4%, рост реальных доходов - 4-5,8%) сохранятся и тенденции рынка, сложившиеся в 2011 году: продолжится снижение спроса на дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном выражении будет невысоким - 2-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и инфляционный рост цен, в результате чего прирост объемов рынка в стоимостном выражении составит 14-17%.
Сектор льготного лекарственного обеспечения
Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 году стали:
- Увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе.
- Снижение цен на препараты, отпускаемые по программе ОНЛС: в январе - сентябре 2011 года цены снизились на 10% по сравнению с показателями того же периода предыдущего года.
- Импортозамещение в программе ОНЛС: доля препаратов локального производства увеличилась на 2,8% в стоимостном и на 1,8% в натуральном выражении.
- Увеличение количества участников подпрограммы "7 нозологий".
- Уменьшение средней цены на лекарственные средства, отпускаемые по программе "7 нозологий", в связи со сдерживанием цен и с увеличением объемов закупок более дешевых локальных препаратов.
В 2012 году ожидаемый прирост сегмента ОНЛС по базовому сценарию составит 12-14% в стоимостном и от -2 до +2% в натуральном выражении.
Сектор госпитальных закупок лекарственных препаратов
В госпитальном секторе в 2011 году было отмечено увеличение закупок препаратов для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, препаратов, влияющих на свертываемость крови, и противомикробных средств - то есть лекарств, предназначенных для лечения социально значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ. По итогам 2011 года рынок госпитальных закупок ЛС достигнет 4,6 млрд долларов, к 2012 году его объем превысит 5 млрд долларов.