Революцию 1989 года в Чехословакии назвали "бархатной". Я думаю, не только потому, что она прошла так мягко, без каких-то эксцессов, не говоря уж о крови.
Она имела лозунг, который, по-моему, не имела ни одна революция в мире: "Правда и любовь победят ложь и насилие". Трудно себе представить, чтобы у нас какой-нибудь митинг имел бы такое название или такой лозунг. По-моему, у нас все очень политизировано, прямолинейно и часто грубовато. Замечу в скобках, что это не касается митинга, который был на Болотной площади. И, собственно, вот этим лозунгом - "Правда и любовь победят ложь и насилие" можно, мне кажется, назвать и всю деятельность Вацлава Гавела на посту президента. Вспоминаю, как наш только что приехавший в Прагу посол Борис Панкин рассказывал об обычной дипломатической миссии вручения верительных грамот Гавелу. Я в это время тоже была в Граде (наш Кремль) и удивилась, что эта аудиенция продолжалась достаточно долго. Я спросила, о чем вы говорили с Гавелом. Он сказал: мы задержались на одном его замечании и обсуждали его. Гавел сказал, что он боится, как бы не началась с радостью, что разрушен коммунистический строй, всеобщая какая-то коммерциализация. Он имел в виду и человеческие отношения, и просто общественную жизнь. Я этому очень удивилась, потому что сам Гавел из семьи крупнейших капиталистов. И что такое коммерциализация он, конечно, знал и понимал это хорошо. А при коммунистическом строе сидел в тюрьме. И у него в первую очередь речь не о свободе и понимании ее, а именно о коммерциализации, против чего мы протестуем сегодня у себя.
Он выступал каждую неделю по радио, обращаясь к нации, к народу, называлось это "Говор из Лан". Это были такие, я бы сказала, маленькие проповеди. Вот, например, "Слово о словах", где он говорил, что поменьше надо этих терминов - капитализм, социализм и прочее, потому что слово в устах разных людей может означать разное. И действительно, за последующие несколько лет, которые я там работала, очень редко слышала и почти никогда: "Мы строим капитализм, какое счастье, мы строим капитализм, рынок определит цену каждого и прочее". Рынок это был просто рынок. Это не означало рыночной идеологии, которая должна пронизать все поры жизни, в том числе и отношения людей. Когда люди знакомятся, часто смотрят не в глаза друг другу, а на запястья рук, какой цены часы у человека.
Гавел призывал в "Говоре из Лан" бороться против "охоты на ведьм", быть аккуратными со сведениями, почерпнутыми из документов КГБ: там есть и ложь, и провокация, и наговоры. Помню, что это было не совсем привычно в устах президента. И кое-кто пытался его упрекать, что надо быть более прагматичным.
Один "Говор" он посвятил такой фразе: "Прагматиков ныне много в мире. Людей, которые напоминали бы о моральных ценностях, не хватает. Я буду продолжать это дело". Мне запомнилась очень понравившаяся фраза коллеги, который писал: "Нация нуждается в Гавеле, даже если нация этого не понимает". Идеализм не является характерной чертой чехов, как мне показалось. Запомнилась статья в газете, близкой к Граду. Житель Праги после наших танков 1968 года, живший за границей, написал статью, которая называлась "Идеализм необходим и при капитализме", о том, что ему не понравилось в новой свободной Праге. Был ли Гавел идеалистом? Наверное. Идеалист от слова идеал. Знаю, что идеалы недостижимы. Но движение к идеалу - желательно. Есть несколько выступлений Гавела на каких-то научных конференциях, семинарах, где он резко противился утверждению, что политика - грязное дело по определению.
Наверное, не все чехи считали Гавела прекрасным президентом. Но вот что интересно. При опросах, как в начале, так и в конце его карьеры, когда спрашивали людей: "Кому вы в первую очередь доверяете из политической элиты?", они называли Гавела. Хотя премьером, председателем правительства был человек, которого можно считать полной противоположностью Гавелу - Вацлав Клаус. Его всегда отмечали за деловитость и прагматизм. Гавел нечасто появлялся на телевидении. Каждый день на экране был премьер и разъяснял чисто экономические новации. И получалось, что президент как бы комментировал их с этической, да просто с человеческой точки зрения.
Давно я не была в Чехии. Давно не читала ничего о Гавеле и Гавела. Но мне чрезвычайно жаль, что ушел человек - хоть я и не была с ним знакома лично - политик, до конца веривший в лозунг революции, которая привела его на Град: "Правда и любовь победят ложь и насилие".
Он не любил ходить в галстуке. Можно было его встретить с друзьями в пивбаре, на спортивной трибуне в обычной рубашке в клеточку.
Последнее, что я прочла о Гавеле недавно, это то, что он сделал фильм. Он, драматург, сделал фильм, который называется "Уход". Там шла речь о том, как какой-то властный господин был окружен подхалимами и лизоблюдами, а когда ушел, остался в безлюдье. Очень надеюсь, что Гавел писал это не о себе. Хотя все в мире возможно.