45 лет назад, в декабре 1966 года, с конвейера Ижевского автозавода сошел первый автомобиль - "Москвич-408". Эта дата считается началом серийного производства на ИжАвто. Помимо "восьмерки" предприятие в Удмуртии выпускало знаменитый "Москвич-412". С конвейера Ижевского автозавода сошло 2 317 493 автомобилей этой модели. Это почти половина от общего объема выпущенной предприятием продукции.
В истории ИжАвто были и подъемы, и драматические моменты. В 90-х автозавод пережил не лучшие времена. Вторую жизнь в ИжАвто вдохнул частный бизнес, которому в начале 2000-х годов удалось возродить предприятие. Тогда новый собственник ИжАвто - самарская Группа СОК - провела масштабную модернизацию производства, переоснащение цехов. Был привлечен иностранный партнер - корейский концерн КИА. В результате ИжАвто превратилось в одно из самых современных предприятий отрасли, которое первым в РФ перешло на углубленную промсборку иномарок.
Автомобиль КИА-"Спектра" стал таким же хитом ИжАвто, как и ранее "Москвич-412". К 2007 году предприятие выпускало около 100 тысяч машин в год. Объемы выпуска предполагалось наращивать, так как заводские мощности позволяли производить до 300 тысяч единиц продукции. Не случайно специалисты Рено-Ниссан высоко оценили потенциал ИжАвто и успехи команды его менеджеров. В результате появилась договоренность о том, что ИжАвто станет продолжением АвтоВАЗа.
Так оно в итоге и случилось, но лишь спустя три года после начала сделки 2008 года между АвтоВАЗом и СОКом. Вмешался кризис: автогиганту в ту пору стало не до новых активов. Но сделка была у всех на слуху, и даже многие чиновники считали, будто ИжАвто уже стал частью АвтоВАЗа. В итоге в антикризисной господдержке ИжАвто было отказано, а вся помощь была направлена в Тольятти. А вот до Ижевского автозавода в 2008 - 2009 годах она так и не дошла.
Как известно, АвтоВАЗ отказался покупать ИжАвто у прежних собственников, и предприятие осталось один на один с кризисом. В то время, как все остальные предприятия автопрома получили щедрую поддержку. Кредиторы ИжАвто потребовали от предприятия расчетов, невзирая на кризисные проблемы. Это привело к тому, что три года назад, под новый год, ИжАвто объявил техдефолт по облигациям. Проблемы стали накапливаться как снежный ком. Собственник больше полугода боролся с ними самостоятельно, но кризис не пожалел никого.
В конечном счете ИжАвто достался основному кредитору - Сбербанку, который, как только вступил в управление, сразу же пригрозил прежним собственникам возбуждением уголовных дел и пообещал наладить эффективное управление предприятием. Бывшие акционеры и топ-менеджмент ИжАвто и вправду оказались под прицелом следствия: они обвиняются в выводе активов и предумышленном банкротстве завода, эта ситуация широко освещалась в СМИ.
Но вот добиться очередного возрождения ИжАвто, как это десятилетие назад удалось частному бизнесу, у банкиров, несмотря на многочисленные обещания, не вышло. Впрочем, остановленный конвейер ИжАвто новым управленцам удалось запустить сходу: оказалось, что имущественный комплекс, заложенный под кредиты, достался кредитору целым и невредимым. Все цеха, оборудование никуда ни делись. А стоили они, по оценкам экспертов, более 300 млн долларов, то есть в разы больше долгов ИжАвто, которые оценивались банком в 6,5 млрд рублей. Иными словами, заводские активы, о выводе которых обоснованно беспокоились кредиторы, остались не тронутыми и никуда не делись. Именно это позволило крупнейшему банку страны возобновить производство в рекордные сроки. Правда, не надолго.
Затем ИжАвто прошел через процедуру банкротства. Эксперты оценивают ее по-разному. Например, ведущий эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков считает, что можно было обойтись и без этой процедуры, так как завод сохранил безусловную привлекательность для инвесторов, о чем свидетельствует интерес к нему со стороны АвтоВАЗа. Кроме того, по мнению Жаворонкова, продать ИжАвто с аукциона можно было гораздо дороже тех 1,7 млрд рублей, которые за него заплатил Волжский автозавод минувшей осенью. И, наконец, экономист не видит вины бывших собственников ни в банкротстве, ни тем более в выводе активов ИжАвто. Во-первых, потому что активы целы. А во-вторых, потому что банкротили завод уже при банкирах, а не при частных предпринимателях.
Сейчас ИжАвто опять не в лучшей форме. Предприятие испытывает проблемы с реализацией продукции. На складах скопилось более 6 тысяч непроданных авто. Трудовой коллектив отправлен на каникулы. Правда, на заводе говорят, что ИжАвто отдыхает перед выпуском новой продукции - знаменитой "Лады-Гранты". Вся надежда на то, что к 50-летнему юбилею удмуртский автозавод сумеет решить свои проблемы и по праву станет одним из флагманов отечественного автопроизводства. Станут ли планы явью или останутся прожектами, как и обещания вдохнуть вторую жизнь в завод - покажет время.