Эффект от реализации многочисленных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, к сожалению, не всегда оправдывает ожидания. Это происходит потому, что порой нет концентрации на решении тех или иных конкретных задач.
Виды государственной поддержки малого бизнеса достаточно типичны на протяжении последних пяти лет. Это субсидии, гранты, возмещение процентов по взятым кредитам, компенсация процентов по лизинговым платежам. Так, например, с начала текущего года субсидии до 100 тысяч рублей на развитие своего бизнеса по краевой программе получили 245 предпринимателей. 198 из них потратили 19,7 миллиона рублей на развитие проектов в сельском хозяйстве, торговле, социальной сфере, производстве и оказании бытовые услуг. Еще 26 предпринимателям краевой бюджет возместил часть процентов по кредитам на сумму 7,6 миллиона рублей. Поддержку в размере 140 тысяч рублей получили два врача общей практики, а также 11 предприятий малого и среднего бизнеса, производящих и реализующих товары на экспорт.
Кроме того, предприниматели получили субсидии на обучение своих сотрудников, на возмещение части затрат по договорам на присоединение к электросетям, патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности.
Так вот, для того чтобы результат был ощутимым для экономики территорий, главы районов должны сами определять приоритетные формы поддержки малого и среднего бизнеса. Чиновникам местных администраций надо четко представлять, кому эту помощь оказывать, в какой сфере. С учетом местной специфики та или иная форма поддержки гарантирует максимальную экономическую отдачу. Пока же руководители на местах нередко ограничиваются механическим выполнением спущенной сверху программы.
Конечно, всем предпринимателям бюджетных средств на поддержку не хватит, да этого и не требуется. На мой взгляд, каждый район должен выделить для себя конкретные направления и проекты, которые необходимо развивать, используя все меры государственной поддержки: передачу помещений в аренду, оказание финансовой помощи, содействие в сбыте продукции, а также создание инфраструктуры.
Эта работа не должна делаться для галочки, для отчета. Важно решить конкретные проблемы, имеющиеся в каждом районе, по месту регистрации конкретных юридических лиц. В ближайшее время нам с главами муниципалитетов предстоит назвать проекты, достойные государственной поддержки, которые смогут позитивно повлиять на экономику территорий.
Считаю, что адресная поддержка малого и среднего бизнеса - это наиболее эффективный механизм расходования бюджетных средств. Очень надеюсь в этой работе на помощь общественных организаций предпринимателей и инициативных бизнесменов.