Не секрет, что энергоэффективность отечественной экономики оставляет желать много лучшего. По этому параметру мы на десятилетия отстаем от всего цивилизованного мира, причем только недавно этот разрыв стал сокращаться.
Однако все эти усилия могут пойти прахом всего по одной причине: некие популисты решили поддержать пресловутый малый и средний бизнес, закопав при этом в землю несравненно большие средства, вложенные в мероприятия по сбережению и экономному использованию электроэнергии.
Электроэнергия дорожает. И не стоит думать, что только в России. Природных ископаемых, из которых сегодня вырабатывается большая часть мощностей, становится все меньше, соответственно, себестоимость киловатт-часа постоянно увеличивается. Неприятно, но и не критично - с этим можно эффективно бороться.
Расчетливый тариф
Методы экономии электроэнергии едины по всей планете. Главный принцип - отбирать больше мощности в те часы, когда она наиболее дешевая. В энергосистемах существуют пики потребления и моменты, когда нагрузка на сеть минимальна, именно этим непостоянством при наличии грамотного подхода можно очень эффективно пользоваться. Дифференцированный учет электроэнергии полезен не только потребителям, но и самой системе: пики потребления сглаживаются, таким образом, снижаются стрессовые нагрузки на сети.
Существующая ныне на российском рынке электроэнергетики тарифная система, быть может, и не совершенна, однако она дает корпоративному потребителю (заводу, фабрике) выбор. Либо расходовать киловатты абы как, тратя на это существенные средства, либо проводить мероприятия по повышению энергоэффективности.
Тарификация гарантированных поставщиков электроэнергии (ГП) как раз стимулирует бережливость. По методике числа часов использования мощности (ЧЧИ), когда стоимость энергии зависит от загрузки системы (чем меньше загрузка, тем ниже стоимость киловаттов) предприятия имеют возможность оптимизировать свои финансы. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" как раз является частью этого механизма, который повышает конкурентоспособность российской экономики на мировом пространстве.
В землю
Но для того, чтобы иметь возможность потреблять электричество по выгодному тарифу, нужно приложить определенные усилия по принципу "без труда не вытащишь рыбку из пруда". Мероприятия по выравниванию потребления энергии достаточно затратны, а приборы по дифференцированному ее учету стоят более чем солидных денег. Одна такая "точка" учета обходится компании-потребителю в 300-400 тысяч рублей, причем, как правило, даже в масштабах небольших предприятий таковых приходится ставить несколько.
А ведь электричество экономят не только структуры скромного размера. Такие компании, как "Газпром", РЖД, "Транснефть" и гиганты иже с ними уже вложили в энергоэффективность триллионы рублей. Казалось бы, страна движется в абсолютно правильном направлении, осталось перенять ряд передовых мировых технологий в области грамотного расходования энергии, и экономика РФ получит существенный импульс. Однако вместо него она получила неожиданный удар.
Малый и средний бизнес в нашей стране было как-то не принято принимать в расчет. Он вроде бы есть, но, как казалось, его политическая активность оставляла желать лучшего. А поговорку про омут, в котором, как известно, водятся черти, похоже, забыли. И таковые появились.
Бизнесмены средней руки, многие из которых грезят воспоминаниями о сверхприбылях "лихих 90-х", не особо любят во что-то вкладываться. Особенно если дело касается долгосрочных инвестиций. Есть проблемы и с образовательным уровнем, ту же систему ЧЧИ понимают далеко не все. А вот счета за электричество с круглыми цифрами они понимают, и тут же возникает тема их минимизации.
Инвестиции в энергоэффективность окупаются далеко не сразу. Долго они окупаются, годами. К такому раскладу большинство предпринимателей не привыкло, мыслить такими временными масштабами, как сегодня стало привычно для цивилизованного российского бизнеса, они еще не готовы. Зато методика решения проблемы быстро и конкретно еще не утеряна.
Гибельная уравниловка
Великое государство СССР сгубили не внешние враги. Его сгубила "социальная справедливость". Можно было работать хорошо, а можно плохо - все равно получка была одинакова. Именно такую систему сегодня хотят ввести в российской электроэнергетике. Считать тарифы не по ЧЧИ, а по некому среднему показателю, рассчитанному для данного региона. Таким образом, и те, кто вложился в экономию, и те, кто на нее "задвинул", оказываются в совершенно равных условиях.
На самом же деле условия совершенно не равные. С одной стороны мы имеем потраченные гигантские средства, с другой - банальное скряжничество. Активно рекламируемые 5% снижения тарифов для малого и среднего бизнеса по своему экономическому эффекту несравнимы с теми потерями, которые страна понесет от изменения механизмов тарификации на рынке электроэнергии.
В Белом доме поступили мудро. Вроде бы поддавшись давлению малого и среднего бизнеса, там приняли постановление правительства РФ N 877 от 4 ноября 2011 года "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке". Но оно вступает в силу только 1 апреля 2012 года. А параллельно с этим документом было подписано еще и распоряжение подготовить до марта будущего года новые правила тарификации в электроэнергетике. "Продавленные" явно не годятся - вся затея с повышением энергоэффективности точно идет прахом. Старые правила, тоже, в принципе, можно немного модернизировать, почему бы и нет, если уж пошло такое дело.
Каковы перспективы? Скорее всего, нынешняя система ЧЧИ будет модернизирована с точки зрения применения современных информационных технологий. Конечные потребители электроэнергии получат еще больше возможностей для того, чтобы оптимизировать свои траты. Иных вариантов развития ситуации как-то не видно. Совершенно очевидно, что государство не собирается сворачивать мероприятия по повышению энергоэффективности экономики, ведь они, по сути, имеют стратегический характер.
Правда, пока что ход работ по совершенствованию системы тарификации в электроэнергетике нельзя назвать даже обнадеживающим. Дело в том, что за основу всех разработок чиновники различных ведомств опять берут то самое постановление N 877, которое грозит экономике РФ описанными выше проблемами. Но готовится и альтернативный вариант. Как стало известно, в сообществе ГП рождается совершенно другой документ, который должен стать хорошим конкурентом "бюрократическому детищу".