Накануне Дня Спасателя в редакции "Российской газеты" прошел "Деловой завтрак" с главой МЧС России. Сергей Шойгу в течение полутора часов отвечал на вопросы журналистов.
Российская газета: Сергей Кужугетович, когда по всей России начнет действовать система тревожных звонков 112?
Сергей Шойгу: Мы уже сделали несколько пилотных зон. Самая успешная - Курская область. В полном объеме внедрение системы "112" там будет завершено в следующем году. В 2012-м система заработает и в Татарстане. Помимо "112" там внедряется пилотная зона по ГЛОНАСС для того, чтобы можно было не только срочно вызвать спасательные службы, но и помочь точно определить свое местонахождение. Это важно, к примеру, в случае ДТП на трассе. Кроме Курской области и Татарстана единый телефон заработает в будущем году еще в семи областях. Нами подготовлена федеральная целевая программа, которая поможет всю техническую часть работы завершить в 2014-2015 годах. Нас не торопят, время дают до 2017 года. Но все будет зависеть от того, насколько успешно мы сумеем вместе со СМИ убедить и доказать, что такой телефон важен для каждого и нужен как можно быстрее.
РГ: На слуху последняя гуманитарная операция в Косово. Как известно, были трудности по доставке груза, но все обошлось благополучно. Расскажите поподробнее, как все происходило.
Шойгу: Это не первая операция в Косово. Мы и до этого водили в этот регион большие конвои во время натовских бомбардировок. Тогда у нас возникали трудности с только что вступившими в НАТО венграми на границе Венгрии и Сербии. Преодоление недопонимания проходило довольно сложно. По решению тогдашнего премьера Евгения Примакова я вылетал и решал проблемы на месте. Помню, из баков наших грузовиков брались пробы дизельного топлива, чтобы назад мы с тем же дизельным топливом вернулись, не сливая его ни в какие танки. Глупость была большая. Но в этот раз для нас все оказалось довольно неожиданно. Мы же в соответствии с Резолюцией ООН 1244 направлялись для оказания помощи сербам, проживающим в Косовской Митровице. Те, кто удерживал конвой, хотели, чтобы мы де-факто признали косовские власти - власти Приштины. И прошли таможенное оформление грузов с участием косовской таможни, а не с помощью представителей ЕС. За это признание нам бы проставили печати, визы, дали пропуска на проезд. Мы на это не согласились. Проблемой занимались наши дипломаты. В результате нам удалось доставить гуманитарную помощь тем, кому она предназначалась. Второй конвой пришел уже в Ниш. Большое количество беженцев в этом регионе и сейчас нуждаются в срочной гуманитарной помощи.
В Нише мы совместно с правительством Сербии создали Балканский гуманитарный центр, обеспечивающий оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации в этом регионе. Четыре года мы занимаемся разминированием территории страны, помогаем тушить лесные пожары. Уже в этом году в Центре работали наши самолеты и вертолеты, причем по запросу не только Сербии, но и других стран.