22.12.2011 00:42
Экономика

Все большее число стран требуют от России снижения газоэкспортных цен

Происходит переоценка перспектив экспортных позиций российского газа
Текст:  Алексей Чичкин (обозреватель "РГ")
Российская газета - Экономика: Энергетика №288 (5664)
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на торжественный ввод в действие Трансбалтийского газопровода "Северный поток", позволяющего сокращать транзит российского "голубого топлива" через Беларусь, Украину и Польшу, стабильно высокие объемы поставок газа из РФ в Европу по высоким ценам в большинстве случаев под вопросом. Вдобавок известные решения ЕС 2009-2011 гг. предусматривают стимулирование конкуренции между странами-газопоставщиками на европейском рынке и создание единой "евросоюзовской" системы газопроводов. Плюс к тому, все большее число стран и компаний-потребителей требуют от России, причем небезуспешно, снижения газоэкспортных цен. Еще в марте 2011 г. "Газпром" согласился продавать Эстонии и Латвии 15% объема поставляемого этим странам газа по ценам спотового рынка (т. е. рынка разовых контрактов), которые ниже зафиксированных в долгосрочных контрактах на 6-9%, и скорректировать цену для E.ON Ruhrgas (Германия), GDF Suez (Франция) и Eni (Италия). Они вскоре получили 8-11-процентные ценовые скидки, но, похоже, такими уступками ситуация не ограничится. В том числе географически, так как, например, и Турция требует снижения цен от "Газпрома" и, одновременно, пока не разрешает начать строительство на турецкой территории южнобалканско-итальянской ветки газопровода "Южный поток".

Обострилась ситуация с Польшей: польская нефтегазовая корпорация PGNiG, не договорившись с Москвой, с ноября через Стокгольмский арбитражный суд требует от "Газпрома" 10-процентной ценовой скидки на российский газ. Российская сторона в таких случаях заявляет о неправомерности внезапного пересмотра долгосрочных контрактов, зачастую подавая встречные иски. Но прежние российские ценовые уступки ведут к тому, что стимулируют ценовые претензии других стран, а в более широком контексте - вынуждают российскую сторону к фактическому пересмотру ценовой части долгосрочных газоэкспортных контрактов.

Одновременно "Газпром" вытесняется и самой газотранспортной системы стран-импортеров "голубого топлива". Так, правительство Литвы недавно постановило, что к 31 октября 2014 года "Газпром" должен уступить все акции государственной компании Lietuvos Dujos. "Газпрому" принадлежит 37,1% этой национальной литовской компании. Примеру Литвы вполне могут последовать другие страны - члены ЕС.

По мнению итальянского аналитика Маттео Каццулани (Matteo Cazzulani) из "Il Legno Storto", "литовская система... представляет очень лакомый кусок для российского монополиста, который при содействии немецкого "союзника" (E.On Ruhrgas. Прим. Ред.) фактически контролировал Lietuvos Dujos, введя в руководство компании вице-президента Валерия Голубева. А литовское правительство обвиняло его в проведении антинациональной политики, так как он ответственен за обременительные тарифы, навязанные Вильнюсу Москвой".

Все большее число стран требуют от России снижения газоэкспортных цен

По данным Каццулани, "когда в 2009 году Европейская комиссия одобрила Третий энергетический пакет, это позволило провести либерализацию рынка газа и соединение всех газопроводов и нефтепроводов 27 стран - членов Евросоюза в единую сеть с целью создания единой инфраструктуры. Важно и то, что та же комиссия запретила монопольное руководство сетями газопроводов в Старом Свете, и особенно компаниями стран, не входящих в ЕС. Что стало "манной небесной", в частности, для Литвы".

Как разъяснил "РГ" Валерий Язев, президент Российского газового общества, "Европейская комиссия своими решениями "отбивает" желание инвестировать в газотранспортные сети, а это, в свою очередь, приведет к негативным последствиям для энергетической безопасности Европы. Поскольку "Третий пакет" дробит энергосистему на кусочки, из-за чего инвесторы не заинтересованы в развитии газотранспортной инфраструктуры. Скажем, Еврокомиссия вводит агентов по эксплуатации энергосистем, диктует свои условия эксплуатации этих систем, цены, графики перекачки. Но такая линия невыгодна всем странам-поставщикам, сориентированным на Европу. Точнее, - как России, так и Катару, Туркмении, Азербайджану, Алжиру. "Третий пакет" не допускает в систему распределения ввозимого газа профильные компании этих стран. Но если нет доступа к инфраструктуре, то под вопросом возврат капиталовложений, и потому у поставщиков нет мотивации для ее развития. То же происходит и по проекту "Южный поток": договоренности с ЕС по этому проекту пока не достигнуты".

Но, в отличие от "Газпрома", упомянутые Валерием Язевым страны и компании пока не стремятся получить свою долю в газотранспортной инфрастурктуре ЕС. В этой связи директор Института глобальных экономических проблем (Баку) Натиг Ширинзаде придерживается иной позиции: "Современный расклад на энергопространстве между Северным и Каспийским морями - результат действий и контрдействий заинтересованных сторон, предпринятых еще в конце прошлого века. До 40 лет "Газпром" окутывал газовой паутиной не столько пространство теперь уже бывшего СССР, сколько ту часть Европы, куда мог дотянуться. И в результате, стал лидером на европейском рынке газа, умело блокируя проникновение на этот рынок конкурентов, особенно прикаспийских стран. Но Европа уже не принимает роль статиста и более активна в реализации альтернативных газотранспортных проектов. Так, уже в практической плоскости речь идет о растущих поставках газа из Азербайджана, Туркменистана, Ирана, Ирака, а в более отдаленной перспективе - и из Египта общим объемом не меньше 60 млрд кубометров в год".

Характерна ситуация и с Турцией. "До конца года намечено снять все вопросы с Турцией по прохождению "Южного потока" по ее территории": об этом 8 ноября заявил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев в германском Любине, где в тот же день ввели в действие "Северный поток". А. Медведев лаконично уточнил, что до конца декабря планируется решить с Анкарой спорные моменты по "Южному потоку", южная ветка которого запланирована по турецкой территории.

Что касается позиции Турции, она, напомним, требует от Москвы низких газовых цен. Похоже, в обмен на это Анкара может изменить свою позицию по "Южному потоку". Если точнее, турецкая сторона, по данным национального минэнергетики, предлагает "Газпрому" понизить расценки на рекордную величину: минимум на 15 процентов. Укрепляет же турецкую позицию подписанный 26 октября контракт с Азербайджаном по ежегодному ввозу 10 млрд кубометров его газа на период до 2018 года включительно. Причем, как отметил турецкий министр энергетики Танер Йылдыз, "цены поставок - самые выгодные в регионе, и будут неизменными, крайнее, до 2018 года в том числе".

В этой ситуации российскому холдингу придется проводить гибкую ценовую линию в отношении Турции в обмен на решение вопросов по "Южному потоку". Резонно предположить, что Турция "подыгрывает" Евросоюзу в его политике в отношении российского газа, что, в свою очередь, наверняка облегчит не только вступление Турции в ЕС, но и официальное признание Евросоюзом самопровозглашенной "Турецкой республики Северного Кипра". А вот Россия стала, похоже, заложником долговременной ориентации своей газовой индустрии в основном на экспорт в Европу.

Нефть и газ