Иран может через год обзавестись ядерным оружием, и Америка пойдет на все, чтобы этого не допустить. Об этом вчера публично объявил министр обороны США Леон Панетта.
"Соединенные Штаты не хотят, чтобы у Ирана было ядерное оружие. Это "красная черта" для нас. И, очевидно, "красная черта" для израильтян. Если нам придется, то мы этим займемся", - заявил глава Пентагона в интервью телеканалу Си-би-эс. По его словам, если будут получены разведданные, что иранцы разрабатывают ядерное оружие, то США предпримут "все необходимые шаги, чтобы это остановить".
Репортер уточнил, идет ли речь о военных мерах. Ответ министра был по-вашингтонски одновременно прост и двусмыслен: никакие варианты не исключаются. Так в американской столице уже давно отвечают на подобные вопросы. А военные особо не скрывают: они рассматривают и сценарии нанесения удара - наряду со всеми другими, поскольку нужно быть готовыми к любому развитию событий. Это подтвердил в интервью Си-эн-эн и глава Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Мартин Демпси. Он специально подчеркнул: любые планы могут быть приведены в исполнение в случае необходимости.
На этот раз Леон Панетта дал наиболее пессимистичный прогноз развития событий. Когда журналист поинтересовался у него, когда Иран может обзавестись ядерным оружием. "Возможно, мог бы оставаться год, до того, как они смогут это сделать. Может, немного меньше", - сказал в ответ шеф Пентагона, отметив, что если у Ирана есть секретные лаборатории, то эта работа может пойти быстрее.
Слова Панетты о неких тайных объектах в Иране вызвали настоящий переполох: неужто, мол, министру известно что-то такое, о чем не знает широкая публика? В Пентагоне постарались несколько спустить на тормозах слова своего шефа. Там отметили: Панетта говорил "гипотетически" и не намекал на то, что получены новые разведданные.
Между тем раньше представители американского оборонного ведомства - в том числе и предшественник Панетты Роберт Гейтс - давали более сдержанные оценки. Аналитики предрекали: до момента, когда в руках у Тегерана может оказаться ядерное оружие, осталось от года до трех. Да и сам Панетта неоднократно предостерегал: военный удар по Ирану мог бы привести к непредсказуемым последствиям, оказав серьезное воздействие на регион и размещенные в нем американские силы.
Напряженность вокруг ядерной программы Ирана растет. В ноябре президент Израиля Шимон Перес намекнул, что его страна может склониться к военному, а не к дипломатическому пути решения иранской проблемы. О развитии событий по максимально жесткому варианту говорят не только дипломаты и генералы, но и эксперты финансовых структур. Так, аналитики Barclays Capital подготовили на этот счет специальную записку, согласно которой вероятность военного сценария в уходящем году возросла втрое. "Мы все еще считаем, что риск израильского или американского удара по иранским ядерным объектам остается низким, однако увеличился с 5-10 % в прошлом году до 25-30 % сейчас", - говорится в этом документе.
Эксперты обсуждают и то, каким образом может быть нанесен удар по Ирану. В этой связи многие СМИ обратили внимание на сообщения о том, что Израиль сосредоточил свои силы специального назначения под единым командованием. "Главная задача подразделения - придать стратегическую глубину операциям Армии обороны Израиля", - говорится в заявлении военных. По данным американского журнала Defense News, служащие под командованием нового штаба смогут действовать "далеко за границей Израиля" - в том числе государствах Персидского залива. Военные эксперты полагают: речь идет, прежде всего, об Иране.
Сам Тегеран не устает подчеркивать: его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Масла в огонь подлил недавний доклад МАГАТЭ, в котором содержалось предположение, что Иран вел деятельность, направленную на создание ядерного оружия. Представитель этой страны при международном атомном агентстве Али Асгар Солтанийе сообщил, что Исламская Республика пригласила его инспекторов, чтобы разрешить возникшие вопросы.
Между тем
Аналитики уверены: удар по Ирану чреват серьезным ростом цен на нефть. Ведь в ответ Тегеран может начать военные действия в Персидском заливе и перекрыть Ормузский пролив, через который идет основной поток нефти из этого региона. Что однозначно взвинтит цены на "черное золото". Как предупредил представитель иранского министерства иностранных дел Рамин Мехманпарас, даже эмбарго Запада на импорт иранской нефти поднимет их более чем вдвое. По его прогнозам, цена на нефть превысит 250 долларов за баррель.