22.12.2011 00:02
Культура

На сцене МХАТа поставили "Грибного царя" Юрия Полякова

На сцене МХАТа - "Грибной царь" Юрия Полякова
Текст:  Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №48 (532)
Читать на сайте RG.RU

...Главный герой - светило отечественной сантехники. Его фирму решили раздербанить бывшая жена и бывший друг. Директор "Сантехуюта" Свирельников (народный артист РФ В. Клементьев) в ответ заказывает бывшую "окуджавкнутую" жену, забыв, что в это время в квартире может оказаться и дочь. Зритель, затаив дыхание, ждет два трупа, но автор оставляет финал открытым. Главный герой уезжает куда подальше со своей юной возлюбленной, не ясно от кого беременной, в грибные леса, где во время развлечений ловят партизан новые русские. Изможденный Свирельников (вечно выпивший, чтобы не спятить от этой жизни) направляется на поиски Грибного царя, как герой "Сталкера" на поиски счастья.

После премьеры мы задали несколько вопросов Юрию Полякову.

- Юрий Михайлович, почему премьера "Грибного царя" прошла во МХАТе имени Горького?

- У меня здесь идут две пьесы: "Контрольный выстрел", который поставил Станислав Говорухин, на сцене уже 10 лет, и "Заложники любви, или Халам-бунду" - в репертуаре 7 лет. МХАТ давно просил у меня новое произведение. Его прочел режиссер А. Дмитриев, увлекся, сделал одноактную инсценировку. Ее посмотрела художественный руководитель театра, народная артистка СССР Татьяна Доронина, потом прочитала роман и сказала: "Там очень много интересных социальных эпизодов, которые не прозвучали в инсценировке". И тогда я сделал нормальную двухактную пьесу, в которую вернул социальные моменты, но получился уже совсем другой спектакль. Тот был поставлен в традиционном жанре, а этот в необычной для этого театра поэтике.

Каких только вариантов своих произведений я не видел на сцене, но эта инсценировка особая

- Почему спектакль идет на малой сцене МХАТа?

- Вначале театр ставил небольшой психологический спектакль, а теперь, когда он перерос в такое полотно, пошли разговоры, что спектакль надо переносить на большую сцену. Хотя мне кажется, что некоторые вещи лучше смотрятся на малой сцене.

- Какое лично на вас произвел впечатление спектакль?

- У меня идут пьесы от Калининграда до Владивостока. Каких только вариантов своих произведений я не видел, но эта инсценировка особая.

- Вы довольны актерской игрой?

- Народный артист России Валентин Клементьев точно схватил социальный тип главного героя Свирельникова, человека, который должен выстраивать свою жизнь вопреки каким-то своим принципам, потому что иначе не получится. Другие актерские работы тоже очень хорошие. Словом, спектакль очень населенный.

- Над чем сейчас работаете?

- Заканчиваю третью часть "Гипсового трубача".

- Вы член Экспертного совета Союзного государства по премиям в области литературы и искусства за 2011-2012 годы. Премия присуждена на этот раз ленинградскому поэту Глебу Горбовскому и минскому художнику Георгию Поплавскому. За кого вы голосовали?

- Аналогов премии нет, она присуждается правительствами России и Беларуси. Я бился за Горбовского. Это один из крупнейших современных поэтов. В его поколении - Кушнер, Мориц... За "Павловопосадские платки" бился тоже. В защиту "платков" произнес целую речь, но они не набрали голосов.

- Как вы оцениваете интеграцию Беларуси, России и Казахстана?

-Это давным-давно нужно было сделать.

Драматический театр