22.12.2011 00:29
Общество

Лауреат премии Филдса Станислав Смирнов не смог стать академиком РАН

Общее собрание РАН определилось с новыми членами академии
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Столичный выпуск: №288 (5664)
Читать на сайте RG.RU

Вчера Общее собрание РАН выбрало 82 новых академиков и 132 членов-корреспондентов РАН.

Что эти выборы будут самыми спокойными из всех, которые прошли в последние годы, стало ясно почти сразу. Этому был верный признак. Вокруг президиума не крутились журналисты, не светили софиты. Ушлые акулы пера не предчувствовали громких сенсаций. И оказались правы.

На трибуну один за другим поднимались академики-секретари Отделений и перечисляли уже избранных там ученых. Никаких вопросов у Общего собрания не возникло. Размеренный ход заседания прервался лишь дважды. Вначале академик Роберт Нигматулин выразил сомнение в научных достижениях трех "генералов": выдвинутого в академики президента "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаила Погосяна и кандидатов в члены-корреспонденты РАН генерального директора ГНЦ РФ - "Физико-энергетический институт им. Лейпунского" Валерия Рачкова, а также заместителя генерального директора ОАО "Силовые машины" Юрия Петреня.

- Они ничего крупного в науке не сделали, - заявил Нигматулин. - Избрав их, мы потеряем уважение не только простых людей, но и руководителей страны. И добавил, что это его выступление никак не связано с тем, что его брат не прошел по одному из Отделений.

Усомнившемуся дали ответ сразу несколько академиков, сказав, что критикуемые им кандидаты очень достойные люди, что под их руководством работают огромные коллективы, которые сделали очень многое для нашей промышленности. Хотя осталось непонятным, а что же собственно в науке сделали эти люди. Вторым возмутителем спокойствия оказался член-корреспондент РАН Александр Чернов. Ученый заявил, что достижения выдвинутого в академики председателя президиума Коми научного центра Уральского Отделения РАН Асхаба Асхабова сомнительны.

Его избрание ничего, кроме смеха, не вызовет. И тут целая команда академиков надежно защитила претендента, выдвинув, с их точки зрения, "железный" аргумент: под его руководством коллектив делает много сильных работ.

В Уставе РАН сказано, что избираться в академию должны люди, "обогатившие науку трудами первостепенного научного значения". Но из представленных Общему собранию справок на кандидатов трудно понять, какие же "первостепенные труды" выполнены конкретно этими учеными, как, впрочем, и многими другими. Единственный объективный критерий, который позволяет хотя бы понять место ученого в науке, - это число его публикаций и их цитируемость. Однако эти показатели не входят в число критериев, по которым идет отбор в члены академии. Здесь другие правила.

Поэтому не удивительно, что не прошел в академию работающий на Западе российский математик Станислав Смирнов, который недавно стал лауреатом премии Филдса. Ее называют математическим аналогом Нобеля.

- Несколько ведущих российских математиков доказывали, что Смирнова надо избрать, но переломить ситуацию не смогли, - сказал академик Виктор Васильев. - У нас проповедуется принцип, если человек постоянно работает на Западе, то его в академию не избираем. Это ошибка. Эти ребята очень молодыми уехали из страны, когда наша наука фактически умирала, и у них не было здесь никаких шансов. Но сейчас, как только здесь появляется хороший вариант, они готовы вернуться. И выборы в академию - это сигнал для уехавших. Но мы этим не хотим воспользоваться.

По опыту предыдущих выборов больше всего споров вызывали кандидатуры по Отделениям общественных наук и историко-филологических наук. И на этот раз в списке были имена, чьи научные достижения могли вызвать вопросы. Однако никакого обсуждения этих кандидатур на Общем собрании не было.

Надо отметить, что в кулуарах далеко не так тихо и мирно, спокойно, как в зале. Так, академик Павел Минакир сказал, что выборы зафиксировали тревожный процесс: в секцию экономики все больше проходит менеджеров, администраторов и чиновников и все меньше "чистых" ученых. О нашествии менеджеров и администраторов говорит и академик Михаил Угрюмов. "Эти люди должны быть прежде всего учеными, а уже потом администраторами. У нас же все чаще вначале становятся директорами, а уже потом академиками". Завтра будут оглашены окончательные результаты выборов. Вряд ли они принесут сюрпризы.

Наука РАН