Наши компании ни технологически, ни по культуре производства не готовы к работе в арктических условиях.
К такому выводу пришли замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин и представители международных экологических организаций на совместной пресс-конференции, посвященной экологическим итогам года.
Одна из первых проблем, по мнению экспертов, - опасность нефтедобычи в Арктике. Директор по программам Гринпис в России Иван Блоков привел статистику Росгидромета: около 500 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов вытекает ежегодно в Северный Ледовитый океан по северным рекам. "Ежегодно случается в среднем по 16 тысяч прорывов нефтепроводов. И такая статистика держится последние лет 10-15", - сообщил Блоков.
Его коллега директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России Игорь Честин добавил: ни у одной компании в мире нет технологии ликвидации разлива нефти подо льдом. А недавняя катастрофа в Охотском море еще раз показывает, что наши компании не готовы к работе в таких условиях: шторма, льды, полярные ночи, низкие температуры.
По словам Честина, разработка шельфа в этой точке началась до того, как были готовы результаты экологической экспертизы. Более того, первое заключение экспертизы было отрицательным. Но это не остановило предпринимателей. Потом результаты экспертизы были подготовлены повторно - уже положительные. "Летом на Госсовете президент страны дал поручение подготовить введение запрета на разработку нефти на шельфе до тех пор, пока не появятся технологии сбора нефти в условиях льда", - добавил Игорь Честин.
Еще одной из ошибок нашей страны, по мнению экспертов, стал отказ от участия во втором периоде Киотского протокола, который вступит в силу с 2020 года. Гизатулин не объяснил, почему Россия решила отказаться от второго раунда, но подтвердил, минэкономразвития рассматривает около 100 заявок на проекты совместного осуществления. Большую часть из них планируется утвердить до окончания первого периода обязательств по Киотскому протоколу.
Что касается будущего года, то минприроды планирует возродить институт государственной экологической экспертизы. Это не удалось сделать в уходящем году, но в минприроды рассчитывают, что экспертиза станет обязательной для многих объектов и ее эффективность повысится. "Она должна стать более современной, чтобы государственные органы не оценивали лишь документы, но и деятельность, которую предполагается вести на той или иной территории", - сказал замминистра.
Гизатулин напомнил, что в этом году в первом чтении были приняты законопроекты об экологическом нормировании и экономическом стимулировании предприятий внедрять "зеленые" технологии. В следующем году, надеются в минприроды, они будут одобрены, благодаря чему экологическая обстановка в стране начнет меняться.
Также ведомство планирует продолжить ликвидацию накопленного экологического ущерба. Работа началась в этом году: был обследован архипелаг Земля Франца-Иосифа, началась уборка острова Врангеля, откуда было вывезено полторы тысячи брошенных бочек. А с берегов Байкала вывезено 3,2 миллиона тонн отходов с бывшего Джидинского вольфрам-молибденового завода. "В следующем году эта работа будет продолжена, в том числе - мы долго добивались этого - выделены средства на ликвидацию отходов Байкальского ЦБК. Это шлам, который там накопился в 60-70-е годы", - сказал заместитель министра.
Из арктического порта Амдерма в 2012 году будет вывезено до 18 тысяч тонн металлолома. По предварительным данным, общая площадь загрязнения на территории Амдермы превышает 8,2 тысячи гектаров, ориентировочный объем металлолома составляет 114,3 тысячи тонн.