Год назад было принято решение об объединении двух детских телеканалов: "ТелеНяни", работавшей для маленьких детей (3-10 лет), и "Бибигона", аудиторией которого были ребята постарше (10-14 лет). Так появился телеканал "Карусель", первый в России детско-юношеский канал.
За год на телеканале разработаны свои уникальные программы, он сохранил лучшие передачи, которые уже полюбились детям и их родителям во времена "Бибигона" и "ТелеНяни". К тому же сейчас "Карусель" стала вещать в трех часовых поясах (по московскому, омскому и владивостокскому времени), появилась Международная версия канала "Карусель", которая теперь доступна русскоязычным зрителям в странах СНГ, Балтии, Западной Европы, США, Канаде и Израиле. О том, как прошел год в эфире, "РГ" рассказал генеральный директор канала Николай Дубовой.
Об ответственности
Российская газета: Телеканал "Карусель" вошел в Первый мультиплекс цифрового телевидения России, ваш канал - единственный в стране детско-юношеский. Вы чувствуете ответственность за воспитание молодого поколения?
Николай Дубовой: Безусловно. Это ощущение ответственности было у нас и раньше, когда наша команда работала на телеканалах "ТелеНяня" и "Бибигон". Например, "ТелеНяня" готовила передачи для совсем маленьких детей от 3 до 10 лет, хотя канал смотрели и ребята постарше, и молодые родители. Еще тогда мы формировали программное наполнение канала исходя из общения с родителями и учитывая пожелания детей. Проводили социологические исследования, тестировали все программы, которые выходили на канале. Мы разговаривали с родителями и детьми о персонажах передач, о том, как они выглядят, проверяли, как расцениваются нашими зрителями названия программ, форма подачи материала.
Все эти добрые традиции, которые мы изобретали, сохранились и на канале "Карусель". Программы, фильмы и сериалы проходят тщательный отбор именно потому, что мы четко понимаем, для кого работает телеканал. "Карусель" задекларирована как детско-юношеский телеканал, хотя, по отчетам исследований, юношей среди нашей аудитории не слишком много, больше детей. Тех ребят, которые смотрят наш канал, мы знаем, с ними общаемся, в том числе и на форумах, через почту, выезжаем в школы. Мы понимаем, что телевидение - это не панацея в плане воспитания нового поколения, но, безусловно, на нас лежит ответственность за гармоничное развитие молодежи. Прежде всего в малых населенных пунктах страны, где проблема досуга и образования детей и молодых людей особенно актуальна, а кабельные сети не развиты. Мы надеемся, что появление телеканала "Карусель" в эфире небольших городов и деревень поможет родителям в воспитании детей. Учитывается и собственный родительский опыт. Например, у меня двое детей, которые входят в нашу целевую аудиторию, я вижу, что им интересно, знаю, с кем и как они общаются.
РГ: Приоритет отдаете образовательным программам?
Дубовой: У нас есть программы обучающие, развивающие, - все они подаются не в назидательной, а в развлекательной форме, той, что интересна детям. Хотя школьники иногда нам говорят, что их слишком "грузят информацией". Поэтому на канале есть и так называемая "жареная картошка" - мультфильмы, сериалы для отдыха.
РГ: Как вы соблюдаете баланс, чтобы и образовательные программы показать, и отдых для детей предусмотреть?
Дубовой: Мы обратились в компанию TNS (компания, занимающаяся измерением аудитории СМИ) и запросили результаты по телепросмотру канала среди разных возрастных групп. Исходя из этого и была сформирована первоначальная структура вещания телеканала "Карусель". У каждого возраста есть свой ритм жизни, под который мы и подстраивали программные блоки каналов "ТелеНяня" и "Бибигон". После запуска 2-х дополнительных поясных версий канала "Карусель" в России у нас появилась возможность более корректного распределения программ по сетке вещания для разных возрастов зрителей.
Например, утро и день будут отдаваться самым маленьким зрителям, в то время как более взрослые идут в школу, вечер - программам для семейного просмотра, которые могут быть интересны и детям, и родителям, а также - предподростковой аудитории, более позднее время для подростков. Сейчас у нас в активной разработке несколько программ, которые как раз нацелены на аудиторию 12-14 лет. Первый год вещания телеканал "Карусель" полностью финансировался акционерами - Первым каналом и ВГТРК - и производство программ, и их распространение. Для реализации новых амбициозных планов, в том числе, организации на базе "Карусели" масштабных общероссийских соревнований по разным видам спорта, музыкальных фестивалей и творческих конкурсов, потребуется значительные дополнительные затраты.
Как заинтересовать подростков
РГ: Подростки активно смотрят ТНТ, СТС, MTV. Чем их может привлечь "Карусель"?
Дубовой: Например, в следующем году должна выйти интерактивная программа, которая призвана помочь подросткам выработать адекватную модель взаимодействия с обществом, помочь ребятам найти ответы на волнующие их вопросы. Разговор будет честный и открытый, в прямом эфире. Речь в передаче пойдет в том числе и о вопросах психологии, о том, как сориентироваться в новой школе, в спортивной секции, как надо одеваться и вести себя на первом свидании. То есть мы затронем те реальные темы, которые интересуют подростков всегда, которые и нас волновали в их возрасте. Очевидно, что сейчас у подростков другой ритм жизни, родители заняты добычей денежных знаков и не всегда могут найти время, чтобы ответить на вопросы своих подрастающих детей. А подростки обращаются к сверстникам и вместе ищут выход из сложных ситуаций. Мы готовы предоставить им площадку для общения, подключив сюда и социальные сети, предложим для обсуждения определенные алгоритмы поведения. Прежде чем готовить свое подростковое шоу, мы отсмотрели программы, которые были выпущены для детей и подростков еще на советском телевидении. Тематика - та же самая, но форма подачи материала устарела. Современные дети понимают суть программ, но смотреть это им неинтересно. Мы попробуем найти адекватную форму для общения с современными подростками.
О лучших программах
РГ: Судя по блогам, на "Карусели" после слияния "ТелеНяни" и "Бибигона" появились и собственные хиты - программа "Мультстудия", например.
Дубовой: Хиты у нас есть, и перечисление всех займет массу времени.
- "Волшебный чуланчик", "Бериляка учится читать". Возьмем, к примеру, программу "Волшебный чуланчик", перешедшую на "Карусель" с "ТелеНяни". Суть передачи: в подвале ведущие творят свое маленькое волшебство - например, из пакета молока делают кораблик. Ведущий Бериляка настолько понравился детям и полюбился родителям, что "Волшебный чуланчик", который, как нам казалось, уже отработал свое, пришлось вернуть в эфир. Теперь Бериляка из чуланчика "вышел на первый этаж" и стал учить детей русскому языку. Анимированные компьютерные буквы всплывают у Бериляки на руке, вылетают из книжки, он ведет с ними беседу, учит детей слогам и постепенно - чтению.
Или другой пример. На "Бибигоне" существовала программа "Поющая Фа-Соль": юноши и девушки пели, танцевали, знакомили детей с музыкой и культурой разных народов. Теперь эта же передача, сохранив лучшие традиции, но в новых декорациях, рассказывает на канале "Карусель" о театральных постановках, в том числе и о кукольном театре, который так любят дети.
- "Дорожная азбука". Свежий хит на канале - передача "Дорожная азбука", которая производится при участии ГИБДД МВД РФ. В большом павильоне мы выстроили город с дорогами, светофорами, деревьями и домами. Ведет передачу сотрудник дорожной полиции, но ему мешает девочка Помеха, которая делает разные "пакости", такая современная девочка-"Шапокляк". В программе дети становятся участниками дорожного движения и в игровой форме изучают правила, существующие для водителей и пешеходов. Дети соревнуются в том, кто из них лучше освоил ПДД, а судят дружеское состязание действующие сотрудники ДПС, известные спортсмены, звезды… Страсти кипят нешуточные. Например, сложно правильно пройти поворот, не заезжая на разделительную полосу, или остаться в своем ряду, выезжая на круговое движение. Или такое задание: собрать пазл, который образует тот или иной дорожный знак, и рассказать, что этот знак означает. Ребята очень стараются. Мои мальчишки, например, после просмотра программы все время контролируют, чтобы я пристегивался, как только сяду за руль.
- "Пора в космос!". Есть на нашем телеканале и абсолютно эксклюзивная программа "Пора в космос!", единственная в мире, которую мы делаем совместно с Роскосмосом. Ребята задают вопросы космонавтам, например, как в невесомости моют голову, что такое МКС, как они занимаются там спортом и спят. Ответы космонавты присылают прямо с орбитальной станции по видеосвязи. Есть в передаче и историческая часть, в которой рассказывается о тех традициях, которые сложились в космонавтике. Показываем и репортажи из Звездного городка о том, как людей готовят к полету, о том, что должны знать и уметь космонавты. Некоторые из этих приемов наши телеведущие-дети испытывают на себе. Кстати, на телерынке, проходившем в этом году во Франции, этой передачей и "Дорожной азбукой" заинтересовались наши коллеги с зарубежных телеканалов.
- "В гостях у Витаминки". Наш хит для маленьких детей - своеобразная программа "Здоровье" с ведущей Витаминкой и ведущим Роботом Робином "В гостях у Витаминки", в которой рассказывается о том, как устроен организм человека и из чего мы - люди - состоим. Еще один безусловный хит - Funny English, разработанная совместно с методистами английского языка. Это программа, в которой дети обучаются языку методом полного погружения, то есть наши куклы-ведущие и молодой Дядя Дэн говорят между собой исключительно по-английски. И только кот иногда произносит новые слова по-русски. Теперь родители предлагают нам создать подобные программы на немецком и французском языках, как оказалось, взрослым тоже интересно учить языки вместе с детьми.
В новой программе "Мультстудия" мы показываем ребятам, как производятся мультфильмы, в программе "НеоКухня" раскрываются секреты химических свойств продуктов.
О мультсериалах
РГ: Программ полезных и интересных действительно много, а вот сериалы в основном иностранные. Из своего - по пальцам можно пересчитать: "Смешарики", "Лунтик", "Маша и медведь". Мультипликаторы в России есть, школа не потеряна, они готовы работать и с идеями у них нет перебоя. В чем проблема?
Дубовой: Мы открыты для всех мультсериалов, добрых и хорошо сделанных, не важно, зарубежные они или российские. Но телесериалы для детского или подросткового просмотра в России долгие годы не производились. Их сейчас в нашей стране да и в СНГ единицы, и все они есть на нашем канале. Более того, Смешарики стали у нас ведущими программы "Смешные праздники". Идеи сериалов в разработке есть, и мы по мере возможности будем заниматься и этим направлением.
Чем "Карусель" отличается от "Диснея"
РГ: Телеканал "Дисней" рассматриваете как своего основного конкурента?
Дубовой: Мы не конкуренты, потому что "Дисней" - это канал для семейного просмотра, рожденный в США, персонажи студии Диснея знакомы во всем мире, но они созданы в иной ментальной среде. По бюджетам фильмов и сериалов мы не можем тягаться с этой индустрией, история которой насчитывает десятилетия. "Карусель" начала вещание всего лишь год назад, но наше преимущество - оригинальность идей, воплощение которых должно побудить детей к диалогу с родителями, пробудить в них интерес к наукам, к познанию мира и помочь в освоении нового.
РГ: Привлекаете ли вы зрителей к непосредственному созданию программ, скажем, в рамках телешколы, где с помощью специалистов маленькие репортеры учились бы делать свои сюжеты?
Дубовой: Мы пока только вступаем на эту территорию. Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи в этом году объявили конкурс. Молодые люди пробовали в том числе создавать программы для детей и подростков. Именно те, которые сами недавно вышли из подросткового возраста, генерировали идеи и пробовали их осуществить. По следам конкурса сейчас готовится серия программ о профессиях с подробным рассказом, чем хороша каждая специальность. Кроме того, вместе с Национальной ассоциацией телерадиовещателей канал "Карусель" является соорганизатором фестиваля "Включайся!", в котором принимают участие ученики телешкол и студий со всего СНГ. В этом году лауреаты конкурса получили право эфира на канале "Карусель", что, как мне кажется, станет для них хорошим стимулом продолжать учиться теледелу.
В этом году канал "Карусель" стал лауреатом престижной европейской премии в области тематического телевидения HOT BIRD TV Awards. Награда была вручена в номинации "Лучший детский канал".
На данный момент "Карусель" вещает на всей территории России и во многих странах за ее пределами. Аудитория во всем мире составляет более 50 млн человек.