17 декабря на 70-м году жизни умер лидер Северной Кореи Ким Чен Ир.
Если верить сообщениям местных СМИ, то смерть наступила "на боевом посту": вождь находился в своем бронепоезде, "работал с документами", но сказалось перенапряжение, усталость, и в итоге - не выдержало сердце. Похоронить его должны 28 декабря в мавзолее рядом с отцом - основателем КНДР Ким Ир Сеном.
Его смерть спровоцировала довольно нервную реакцию окружающих стран. Так, биржи Токио и Сеула рухнули на несколько процентов. Южнокорейские войска, а также расквартированный на полуострове американский военный контингент были приведены в состояние повышенной боевой готовности.
Личность Ким Чен Ира всегда вызывала противоположные оценки. Встречавшиеся с ним вспоминают его острый ум, чувство юмора, склонность к логическому мышлению и здоровое любопытство. Как бы там ни было, но приняв страну в 1994 году, когда распад соцлагеря ощутимо ударил по КНДР и там начался голод, он сумел сохранить страну, а с США переговоры вел на равных. При нем у Северной Кореи появилось ядерное оружие, более совершенные ракетные арсеналы, но с другой стороны, КНДР из года в год вынуждена просить у всего мира гуманитарную помощь, а экономика только вернулась к показателям начала 1990-х.
Но теперь для КНДР, а также для Корейского полуострова в целом началась новая историческая эпоха, где все покрыто мраком неопределенности. Вместо харизматичного 69-летнего Ким Чен Ира на его место пришел молодой и неопытный Ким Чен Ын, младший сын вождя. Никогда самостоятельно он ничем не руководил.
При всем многообразии оценок и прогнозов эксперты из разных стран сходятся во мнении, что Ким Чен Ыну придется нелегко. Против него играет многое: слишком молод для главы страны, отсутствие опыта, нехватка собственных кадров, сложное и зачастую враждебное для КНДР международное окружение и непростое экономическое положение.
Наиболее распространенная точка зрения о перспективах КНДР: влияние поста главы государства в лице Ким Чен Ына будет постепенно уменьшаться, он превратится в номинального лидера, тогда как реальные рычаги власти перейдут к коллегиальному органу в лице, допустим, госкомитета обороны. Однако сейчас очевидно лишь одно: Северная Корея будет меняться. В каком направлении? Этого достоверно предсказать не может никто.