В первый квартал 2012 года мы входим уверенно, сообщил вчера журналистам глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.
И сказал, что он доволен динамикой роста сборов по двум ключевым налогам. На добавленную стоимость (НДС) он увеличился на 32 процента, а на прибыль организации прибавил 29 процентов. Теперь можно думать о пополнении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, пояснил Мишустин.
В 2011 году, по оценке ФНС, поступления в федеральный бюджет вырастут на 39 процентов, а это почти 4,5 триллиона рублей. Для сравнения: в 2010 году было 3,2 триллиона рублей. Что касается консолидированного бюджета, то в ФНС прогнозируют, что в него поступит 9,8 триллиона, что больше на 27 процентов. Глава ФНС считает, что этот успех на фоне кризисной ситуации в Европе, снижения потребительского спроса удалось достичь благодаря тому, что налоговики практически полностью изменили подходы к работе с налогоплательщиками.
Основной тренд - упрощение взаимодействия с налоговыми органами за счет развития электронных интернет-сервисов, создания информационной поддержки и более комфортных условий работы налоговых инспекций. При этом популярность интернет-сайта ФНС становится рекордной. Его посещаемость уже превышает миллион человек в неделю. Из 22 сервисов, представленных на сайте, самым востребованным является "Проверь себя и контрагента (партнера)". За неделю он набирает более 4 миллионов запросов.
На втором месте сервис "Узнай свою задолженность" - более 600 тысяч обращений в неделю.
Мишустин признался, что его мечта выстроить самую лучшую в мире систему учета физических лиц. Так, с 2012 года все налогоплательщики, физлица, получат возможность при уплате своих имущественных налогов пользоваться обновленной версией "Личный кабинет". С октября 2011 года в экспериментальном режиме этот сервис уже действует в пяти регионах страны - Башкортостане, Татарстане, Калужской, Нижегородской и Тверской областях. Новый сервис очень информативен. Здесь можно получить самые свежие данные об обязательствах, оплаченных налоговых платежах, долгах, наличии переплат, штрафов и пени. А также обо всех объектах движимого и недвижимого имущества граждан - от жилых домов, земельных участков, дач до квартир, автомобилей, лодок и яхт.
При этом самое "слабое звено" здесь - грязные данные об имуществе граждан. Напомним, что сведения в налоговую инспекцию приходят из смежных ведомств - ГИБДД, ЗАГСов, МЧС, ФМС, Росреестра. Зачастую они не соответствуют действительности. Эти неверные данные налоговики собираются "вычищать", в том числе, и с помощью самих граждан. "Личный кабинет" предполагает интерактивную обратную связь. К примеру, узнав о начисленном транспортном налоге на несуществующий у него автомобиль, человек может тут же сообщить налоговикам об ошибке. Кроме того, в едином налоговом уведомлении об уплате имущественных налогов, которое поступит налогоплательщикам в 2012 году, уже предусмотрен специальный "флажок", в этой графе можно также исправить неточности и ошибки.
Между тем сегодня налоговики тестируют и новый сервис для юридических лиц - "Личный кабинет налогоплательщика-3". Он поможет в электронном режиме регистрировать и перерегистрировать компании, направлять налоговую бухгалтерскую отчетность, разбираться с разногласиями, посылать в инспекции по месту регистрации различные запросы и заявления. Для удобства и комфорта предпринимателей, формирования благоприятного делового климата в стране на сайте ФНС в открытом доступе представлены все разъяснения непосредственно самой службы и минфина. "Таким образом, наша позиция по тем или иным проблемам четко определена, обязательна для применения, доступна для всех заинтересованных лиц", - подчеркнул Мишустин. По его данным, 68 процентов организаций уже сдают отчетность в электронном виде. Средства телекоммуникации для предоставления налоговых деклараций используют более 60 процентов индивидуальных предпринимателей.
Еще один важнейший момент, который позволит и впредь развивать в России комфортные отношения налоговиков с бизнесом, - ориентир на сокращение судебных споров. В этом году ФНС удалось создать систему досудебного аудита, которая оперативно реагирует на все жалобы налогоплательщиков по налоговым спорам. В итоге, они сократились на 15 процентов. Кроме того, бюджет перестал терять на оспариваемых в судах суммах требований по жалобам. Они уменьшились на 33 процента, а нагрузка на суды снизилась за год на 27 процентов.