72% опрошенных на вопрос "Считаете ли вы себя православным?" ответили утвердительно, еще 23 ответили "Скорее да". Всего пятеро сказали "Нет". Трое из них сопровождали своих верующих родственников.
Только 8,5% опрошенных неукоснительно посещают богослужения во все праздники и воскресенья. Еще 24,6% стараются ходить в храм регулярно, 14,8% - хотя бы раз в месяц, а только в праздники на службы приходят 18%.
18% опрошенных признались, что в храм заходят от случая к случаю поставить свечку, 8% - на Рождество и Пасху. 27% никогда не исповедуются и не причащаются. 22% приступают к таинствам не чаще двух раз в год. Только 3,3% исповедуются и причащаются каждое воскресенье, 20,5% - раз в месяц, 14,8 - по праздникам, 10,7 - раз в пост.
Учитывая, что 3/4 граждан РФ называют себя православными, тогда как даже по самым оптимистичным подсчетам количество воцерковленных составляет около 20% населения, почти 3/4 более или менее воцерковленных людей из стоящих в очереди к святыне авторы исследования сочли высоким показателем. Половина вполне воцерковленных (т.е. причащающихся не реже раза в пост) - неожиданно высоким.
Частная религиозная жизнь
Только 31% опрошенных в принципе не соблюдают постов. 19,7% соблюдают их неукоснительно, 6,6% - с послаблениями, а 21,3% стараются соблюдать посты, но у них не всегда получается.
Два вопроса в анкете "Молитесь ли вы?" и "Задумываетесь ли вы о Боге?" были нацелены на то, чтобы определить, есть ли у людей личное отношение к Богу или даже в церковной жизни все сводится к соблюдению традиции.
Почти четверть (23,8%) опрошенных ежедневно читают молитвенное правило, 13,1% утром и вечером читают хотя бы правило Серафима Саровского, а своими словами молятся ежедневно 16,4%. 9,8% молятся по молитвослову от случая к случаю. 12,3% от случая к случаю читают известные молитвы, а 18% также от случая к случаю молятся своими словами.
66,4% опрошенных думают о Боге постоянно или очень часто. 13% об этом вообще не задумываются. Остальные размышляют о Боге в различных (чаще трудных) обстоятельствах.
71% опрошенных были готовы стоять в очереди к Поясу хоть сутки, а 10% - до 10 часов.
41% опрошенных согласились, что к святыне стоит идти, потому что она передает благодать. Для 22% было важно, что это память о святых, а почти 14% признались, что перед святыней хочется и удобнее молиться. Интересно, что столько же опрошенных (13,9%) приняли богословски некорректную формулировку "через святыни передается положительная энергия".
55% планировали молиться о здоровье. Неожиданно высоким оказался процент молящихся о даровании им духовных добродетелей - 13,9%. Не менее неожиданным оказалось желание помолиться о прощении грехов - 30%.
О своих близких собирались молиться 31%. Часто молитва о близких сочеталась с молитвой о здоровье. Об осуществлении своих земных желаний молиться собиралсялишь 1 человек.
Во время пребывания святыни в Москве в СМИ и блогах был распространен медиа-миф о том, что к поясу шли в основном отчаявшиеся забеременеть женщины. Действительно, почти треть опрошенных (30,3%) не имели, но желали бы иметь детей. Однако 10,7% вообще не планировали рожать детей, а у прочих дети уже есть (30,3% - 1 ребенок, 20,5% - 2 детей, 6,6% - 3 или 4 ребенка; у двоих есть даже 5 или более детей).
Кроме того, обработка данных показала, что прямой связи между молитвами о здоровье и наличием детей не прослеживается. Так что гипотезу о "прикладном" отношении к Поясу Богородицы считать доказанной нельзя. Чтобы портрет паломника к Поясу Божией Матери был более выпуклым, авторы исследования задали еще два дополнительных вопроса: "Знали ли вы, что часть Пояса есть в соседнем храме, и, если знали, зачем стоите?" и "Если бы узнали заранее, стали бы стоять сюда?".
О том, что Пояс есть и в храме Илии Обыденного, не знали более трети (34,7%) опрошенных. Однако 90% уверены, что пошли бы к афонской святыне в любом случае.
Первый вопрос поставил в тупик очень многих отвечавших. 9% просто не могли ответить, почему, зная, что часть Пояса есть в паре сотен метров без всякой очереди, они решились на многочасовое стояние. 9,8% просто не задумывались о частице Пояса, уже находившейся в Москве. А еще 4 человека (3,3%) предложили свой вариант ответа: хотели христианского подвига.
Интервьюеры, обсуждая результаты опроса, отмечали, что, возможно, те 9% респондентов, которые не смогли ответить, зачем стоят, и 9,8%, которые не задумывались о наличии той же святыни в Москве постоянно, предполагали, что желание христианского подвига было у большего числа опрошенных.
Помимо проведения основного исследования интервьюеры задали 80 респондентам вопрос: "Как вы относитесь к тому, что некоторые проходят без очереди по пропускам?" Было опрошено 80 человек. Более половины отнеслись к наличию VIP-персон нейтрально ("Каждому свое"), с иронией ("Проходят же без очереди инвалиды, а тут человек - духовный инвалид, пусть проходит") или даже положительно ("Была бы у меня возможность - и я бы прошел"). Меньше 40 человек отнеслись к этому негативно, причем рост отрицательных настроений пошел лишь во второй половине последнего дня пребывания святыни в храме, когда появился риск не успеть пройти.
P.S.
Были опрошены 122 человека, из них 40 мужчин и 82 женщины. Половина из них - до 39 лет, 25% - от 40 до 50, остальные 25% - старше 50 лет. Опрос проводился на Пречистенской набережной. Генеральная выборка - вся очередь. Респонденты выбирались случайным образом.