Транспортная отрасль может стать идеальной площадкой для разработки инновационных технологий, которые будут способствовать увеличению экономической и технологической эффективности транспорта и одновременно уменьшать негативное воздействие на природу.
Этот тезис лежит в основе ключевых подходов министерства транспорта к решению обостряющейся проблемы транспортной безопасности.
По сравнению с другими отраслями экономики транспортный комплекс России, в котором задействовано более 10 миллионов больших и малых средств передвижения, наиболее уязвим для разного вида угроз. И потому нуждается в обеспечении особого уровня технологической и экологической безопасности.
По словам министра транспорта Игоря Левитина, правительство выступает за равную ответственность с бизнесом в вопросах технологической и экологической безопасности. Государство отвечает за правовое обеспечение и за инфраструктурные объекты, которые находятся в государственной собственности и управлении. Частные же компании несут полную ответственность за безопасность на собственных или арендованных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. "Развивая транспортную инфраструктуру, понимая важность сохранения окружающей природной среды, необходимо при реализации любого, даже небольшого инфраструктурного проекта соблюдать баланс между интересами общества и экономики с одной стороны и степенью воздействия на экологию с другой. И здесь государство несет ответственность за сохранение окружающей среды при строительстве и эксплуатации государственных объектов транспортной инфраструктуры, в то время как частные компании ответственны за экологическую чистоту при использовании инфраструктуры и транспортных средств", - поясняет Левитин. Причем эта ответственность должна иметь и экономические, и административные, и уголовные последствия как для безответственных субъектов транспортной инфраструктуры, так и для их руководителей. Поэтому минтранс сегодня активно совершенствует законодательство в этой области, создает для каждой транспортной отрасли, в первую очередь для железных дорог и внутреннего водного транспорта, специализированные информационные комплексы. В режиме реального времени они позволяют взаимодействовать всем участникам рынка и органам госнадзора, чтобы предотвращать нарушения технологической и экологической безопасности.
Приоритетное значение в минтрансе придают экологичности транспорта, снижению его вредного воздействия на окружающую среду и разрабатывают нормы, которые необходимо соблюдать, в частности, при реализации проектов по строительству и реконструкции объектов транспорта. Например, рассказывает министр, в государственной компании "Автодор" создан и функционирует специальный экологический комитет, задачей которого является реализация мер по сохранению окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Другим важнейшим направлением является снижение вредных выбросов всех видов транспорта. Для этого приняты ряд программ по использованию экологически чистых видов топлива, уменьшению энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран, восстановлению и замещению экологических потерь за счет новых зеленых насаждений. В соответствии с европейскими требованиями, обращает внимание Левитин, российские международные перевозчики перешли на использование автомобильного топлива класса "Евро-4". Теперь это зона особой ответственности российских транспортных компаний.
Среди важных задач, направленных на снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по заявлениям минтранса, является задача по снижению энергоемкости транспорта. К 2016 году ежегодная экономия энергии на транспорте составит более 6 миллиона тонн условного топлива, а к 2021 году более 14 миллионов тонн. Это значится в государственной программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности". Но достигнуть таких показателей, делает акцент министр, возможно только с помощью совершенствования нормативно-правовой базы, разработки и реализации программ в области энергосбережения как на отраслевом уровне, так и на уровне отдельных транспортных компаний, внедрения современных энергосберегающих технологий и видов транспорта. Это должно дать отдачу, при которой рост протяженности дорог, неизбежное увеличение количества авто на душу населения и интенсивность его использования тем не менее не приведут к увеличению энергоемкости отрасли.
Вместе с тем в минтрансе понимают, что без научного сопровождения, применения инновационных решений и переподготовки квалифицированных кадров добиться необходимых результатов невозможно. Поэтому, начиная с 2011 года, ведомство активно привлекает научные организации и общественность к разработке концепции экологической безопасности и энергоэффективности отрасли. А для увеличения доли инновационной экологически эффективной продукции в транспортном комплексе внутри ведомства создан и действует Экспертный совет из представителей науки, отраслевых учебных заведений, бизнеса. Его задачей является сбор, рассмотрение, анализ и подготовка заключений на идеи и технологии инноваторов. В свою очередь рабочая группа минтранса, в которую входят представители органов государственной исполнительной власти, ведет окончательный отбор необычных технических решений. После рассмотрения двумя авторитетными коллегиальными органами эти ноу-хау включаются в технические задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры. Департаменты министерства отслеживают применение таких технологий в крупных строительных проектах. Правда, не хватает зарубежных технологий. Поэтому министерство ищет контакты с зарубежными коллегами и приглашает их принять участие в работе Экспертного совета для совместного поиска и внедрения инновационных технологий. Все это и есть практические, последовательные шаги по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Говоря о программах энергосбережения, которые сегодня уже разработаны всеми крупными транспортными компаниями, Игорь Левитин приводит в пример принятую в ноябре 2010 года программу инновационного развития ОАО "Российские железные дороги". Задача, которую ставит компания, амбициозна: снизить выбросы на железной дороге к 2020 году вполовину по сравнению с 2007 годом. В целом же решить эту задачу по отрасли поможет массовое перенаправление пассажирских потоков и грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт.
Еще один пример - создание малого железнодорожного кольца вокруг центра Москвы с переводом движения на электрическую тягу. На эти работы государство выделило более 50 миллиардов рублей. Ежегодно на долю грязных автомобильных выбросов приходится более 40 процентов суммарного выброса от стационарных и передвижных источников на транспорте. Ярким примером реализации экологичных проектов в этой сфере служит, по мнению министра транспорта, и организация регулярных маршрутов "Аэроэкспресса" ко всем московским аэропортам. В итоге автотранспортные потоки, перевозившие авиапассажиров от Москвы и обратно, включая следующих транзитом через Московский авиационный транспортный узел, значительно уменьшились. Стратегически важным и экологически эффективным направлением, по словам министра, становится и увеличение перевозок морским и речным транспортом, которые снижают энергоемкость перевозок и уменьшают вредные выбросы. Кстати, этой цели способствует и принятый в октябре 2011 года федеральный закон о мерах господдержки судостроения и судоходства.