27.12.2011 00:45
Экономика

Япония и Китай отказываются от доллара во взаиморасчетах

Китай и Япония разуверились в американской валюте
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (5668)
Читать на сайте RG.RU

Япония и Китай будут постепенно избавляться от доллара. Главы правительств двух стран договорились содействовать использованию юаня и йены вместо американской валюты в сделках между компаниями двух стран.

А по мнению замглавы минфина Сергея Сторчака, финансовые власти большинства стран мира будут постепенно сокращать долю доллара в своих международных резервах. Тем не менее он будет сохранять свою позицию как ведущая валюта неопределенно долго, цитирует Сторчака РИА Новости. И отход от доллара будет медленным.

В 2012 году доллар будет колебаться вокруг отметки 31 рубля за единицу американской валюты, прогнозирует Сторчак. Но сдерживать отечественную валюту от снижения будет приток "горячих" денег, неизбежный до разрешения ситуации в еврозоне, полагает он.

Доллар есть доллар, и хоронить его рано, успокаивает главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. Наоборот, на фоне сложной ситуации с единой европейской валютой есть смысл прикупить долла-

ры. Ведь если сбудутся самые мрачные прогнозы, и евро разрушится, то на доллар остается последняя надежда, говорит эксперт.

Он, правда, замечает, что на смену евро в корзине резервных валют должна будет прийти какая-нибудь другая валюта, и не исключено, что это будет как раз юань. Но на это понадобятся долгие годы.

Не надо забывать, что пока большинство стран мира зависят от доллара очень сильно. Его доля в структуре золотовалютных резервов того же Китая превышает 50 процентов, Японии - находится примерно на том же уровне, в России - 47 процентов, уточняет первый исполнительный вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Мурычев.

И именно эти три страны являются крупнейшими держателями американской валюты. Пока все вынуждены держаться за доллар, но движение в обратную сторону будет нарастать.

Намерения Китая и Японии подтверждают, что сильная вера в доллар в долгосрочном плане - на 15-20 лет - отсутствует, считает Мурычев. От "посредничества" доллара уходит все большее количество стран, напоминает он. Поднебесная, кстати, в последние годы делает это достаточно активно. В стране принята специальная программа по превращению юаня в резервную валюту, говорит Мурычев. Она рассчитана на десятилетия, китайцы двигаются к этой цели постепенно, осторожно, но довольно настойчиво.

Соглашения о проведении двусторонних расчетов в национальных валютах Пекин уже заключил с Сингапуром, Малайзией, Гонконгом, Южной Кореей, Индонезией, Аргентиной, Исландией, Белоруссией. В этом году подобный документ был подписан с Россией, напоминает Мурычев. А на ММВБ в этом году стартовал проект по организации торгов валютной парой юань-рубль, добавляет главный экономист ВТБ капитал Алексей Моисеев. Но пока большой проблемой для продвижения юаня является наличие в Китае валютного контроля, что сдерживает развитие торговых и капитальных операций, замечает он.

Но шаг к торговле в нацвалютах с Японией важен, потому что это - одна из наиболее развитых экономик, йена является свободно конвертируемой валютой, в ней хранят часть своих международных резервов некоторые страны, отмечает Мурычев.

Прямые расчеты в национальных валютах выгодны с чисто экономической точки зрения, продолжает он: комиссия за перевод в американскую валюту в зависимости от величины сделки может исчисляться в миллионах, десятках миллионов и даже миллиардах долларов. Такой переход, правда, потребует от центробанков Китая и Японии пополнять свои запасы в юанях и йенах, чтобы обеспечить потребность экономических агентов обеих стран в нацвалютах. Но сделки в небольших объемах подкрепить ликвидностью можно быстро, и процесс будет идти от малого к большому, говорит Мурычев. Наша страна тоже давно ставит вопрос о переходе взаимной торговли со странами СНГ на расчеты в национальных валютах. А, учитывая то, что российская экономика является самой сильной на постсоветском пространстве, есть шанс превратить рубль в региональную валюту, полагает он. Особенно в Евразийском союзе. Правда, в последнее время довольно сильную конкуренцию отечественной валюте составляет казахский тенге: в прошлом году во взаиморасчетах с Казахстаном, прошедших через ВТБ, было задействовано 800 миллионов тенге, подсчитал Мурычев. Но удельный вес рубля в торговых операциях со странами СНГ составляет уже около 60 процентов, замечает он. Недавно о готовности частично перейти на расчеты в рублях с нашей страной за энергоносители заявила Украина, недавно такие платежи были сделаны за газ, напоминает Моисеев.

"Но чтобы процесс перехода на рубли шел быстрее, нам надо обеспечить своих партнеров отечественной валютой, - считает Мурычев. - Однако "признанию" рубля со стороны соседей мешает структура отечественной экономики, надо, чтобы мы могли предлагать партнерам не только нефть и газ, чтобы спрос на рубли был не только со стороны тех, кто покупает сырье". Препятствием является высокая волатильность рубля - курс колеблется от 26 до 31 рубля за доллар, добавляет Миронов. А это, в свою очередь, вызвано зависимостью от нефти. "Высокая цена нефти заложена в бюджет, и если стоимость барреля упадет, неизбежна девальвация. И это все понимают", - объясняет Миронов. Чтобы партнеры охотно брали рубль и потом расплачивались им, надо диверсифицировать экономику, резюмируют эксперты.

Валютный рынок Фондовый рынок Азиатские биржи