27.12.2011 00:43
Экономика

Московские бизнесмены недовольны темпами снижения налогов

Российские предприниматели хотят активнее сотрудничать с властью и меньше платить в казну
Текст:  Екатерина Калышева
Российская Бизнес-газета - : №47 (829)
Читать на сайте RG.RU

Бизнесмены Москвы и регионов по-разному оценивают деятельность власти в вопросах поддержки бизнеса, отмечают аналитики. Москвичи зачастую недовольны медленными темпами снижения налоговой нагрузки, а региональные предприниматели хотят, чтобы их более активно привлекали к государственно-частному партнерству. При этом и центр, и регионы одинаково заинтересованы в дальнейшем снижении административных барьеров и ведении разумной тарифной политики. Об этом говорят данные свежего исследования коммуникационной группы "Insiders".

При этом наиболее эффективным проектом экономического развития страны респонденты считают Агентство стратегических инициатив (45% опрошенных). Это может быть вызвано тем, что о создании Агентства возвестил премьер-министр Владимир Путин, с которым большинство связывает всесторонние надежды на улучшение экономической ситуации в России, считают эксперты. На втором месте с небольшим отставанием (38%) идет выработанная министерством экономического развития и утвержденная недавно правительством стратегия инновационного развития до 2020 г. Причем из результатов исследования видно, что московские бизнесмены практически единодушно поддерживают программы АСИ (57% опрошенных) и минэкономразвития (36%) и достаточно скептически отнеслись к проектам Фонда "Сколково" и "Деловой России" - всего 3-4%.

Региональные же предприниматели более склонны доверять минэкономразвития и Сколково (39% и 30% соответственно), как известным организациям. Достаточно высок рейтинг программы "Деловой России" (22%, позиции ДР в регионах традиционно сильнее, чем в центре). А вот программа АСИ воспринята с осторожностью - доверие выразили всего 9%.

"На мой взгляд, оба упомянутых инновационных проекта - АСИ и Сколково - больше выступают в качестве PR-проектов, нежели реального бизнеса (я имею в виду бизнес с декларируемыми инновационными целями), - говорит аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин. - Это не значит, что они не принесут никакой пользы - многие бизнес-инициативы могут быть успешны в рамках этих программ, однако заметного влияния на экономику в целом эти проекты иметь не будут. Сомневаюсь, что такие единичные программы могут кардинально повлиять на экономику, запустить ее диверсификацию и т.д. Необходимо создавать среду, благоприятную для инноваций, а это задача комплексная и сложная".

Что же касается мнения респондентов по вопросу о том, какие меры наиболее эффективны для подъема предпринимательства со стороны государственной власти, то наибольшие надежды респонденты возлагают на государственно-частное партнерство (35%). Примерно в равном объеме следуют пожелания снизить налоговую нагрузку на бизнес (30%) и пожелания государству проводить более эффективную тарифную политику (почти четверть респондентов). Снизить административные барьеры пожелали властям около 12% респондентов.

"В рамках актуальных экономических условий государство неизбежно должно выстраивать более тесное сотрудничество с бизнесом, - говорит заместитель руководителя практики ГЧП и инфраструктуры Vegas Lex Карен Аракелян. - Основным вектором развития взаимоотношений должно стать ослабление влияния государства в различных сферах национальной экономики и, соответственно, усиление влияния бизнеса. Первые шаги уже сделаны, к примеру, сформированы планы по крупномасштабной приватизации госактивов, сокращается количество госкомпаний, госкорпораций, ГУПов и т.д. Дальнейшие действия должны быть направлены на создание максимально комфортных условий (в том числе правовых и инвестиционных) для частных инвестиций, в том числе в те сферы экономики страны, которые требуют существенных и неотложных инвестиций - инфраструктура, социальная сфера, ЖКХ и другие".

В то же время деятельность властей, по мнению респондентов, существенно отличается от пожеланий бизнес-сообщества. По мнению опрошенных, региональные власти больше уделяют внимания снижению административных барьеров: это отметили 45% респондентов. На втором месте (30%) стоит усиление роли ГЧП. Ведение более эффективной тарифной политики отметили более 20% респондентов (23% пожелали этого от государства, что вполне совпадает) и лишь 4% увидели снижение налогов.

"Одной из наиболее острых задач для малого предприятия является поиск средств на стартап и развитие бизнеса, а также поддержание финансовой самостоятельности, - отмечает председатель совета директоров Richford Group Алексей Турков. - Согласно данным общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России", основным источником финансирования при создании и развитии предприятия являются личные средства учредителей, второе место занимают средства, полученные взаем от частных лиц и инвесторов. К банковскому кредитованию, по статистике, прибегает лишь 10-12% предпринимателей. Это, бесспорно, очень мало, и об этом стоит говорить на всех уровнях".

"Сейчас основные черты предпринимательства в России - отсутствие чувства стабильности и защищенности бизнеса и собственности и, как следствие, нежелание в большинстве случаев рассматривать инвестиционные проекты с горизонтом больше 2-3 лет, а серьезные промышленные и инфраструктурные проекты требуют гораздо больших сроков, - говорит Сергей Карыхалин. - Отсюда вытекает тенденция к "выжиманию" всего возможного из изношенной производственной базы советских времен и законсервированное технологическое отставание от ведущих стран. Сейчас стало понятно, что эту модель нужно менять, но заменить их пока некому. В России у бизнеса высокие издержки, налоги, бюрократия, слабые институты и т.д. Пока государство очень мало делает для реальной диверсификации экономики и развития малого и среднего бизнеса. Придумывать ничего не нужно - многие страны Европы, Азии проделали этот путь в последние годы и добились успеха. Государство должно заниматься не инвестициями и финансированием амбициозных проектов, а созданием условий для долговременных инвестиций частного бизнеса. Необходимые шаги - о них все сказано: снижение входных барьеров для бизнеса, снижение уровня коррупции, эффективная судебная система".

 

 

Крупные компании Налоги Малый бизнес