Накануне Нового года министр образования и науки Андрей Фурсенко собрал в Москве всех региональных министров образования.
Подводили итоги этого года, строили планы на год будущий. Векторы для размышлений, открывая совещание, задал в своем выступлении сам федеральный министр.
- Я не в полной мере доволен стандартами педагогических вузов. Считаю, их надо менять, - так категорично начал Андрей Фурсенко свое выступление.
Педагогов в России учат в течение пяти-шести лет, за это время какие-то знания в стремительно развивающемся мире устаревают. Если мы стремимся к новому качеству образования, то сначала надо подготовить нового учителя, - отметил Фурсенко. Поэтому, по мнению министра, система повышения квалификации учителей "должна быть более активной, оперативной, адекватной сегодняшнему дню".
А еще Фурсенко предложил подумать над тем, чтобы создать в России унифицированную систему мониторинга российского образования. И начать со школ. С достоверной статистикой в этой и других областях - проблемы, признался министр.
Известно, что данные по школам приходят из регионов не только в минобрнауки, но и, к примеру, в Роспотребнадзор, и в МЧС. Все эти ведомства так или иначе курируют состояние образовательных учреждений и учебный процесс: МЧС проверяет пожарную безопасность, Роспотребнадзор следит за санитарными нормами и качеством школьного питания. А количество школ, по данным этих трех ведомств, получается разное.
Министр отметил еще одну проблему системы образования - каждая новая инициатива, будь то "Наша новая школа" или Федеральная целевая программа развития образования, требует от педагогов огромного количества отчетов, бумажной работы. Учителя, как человека творческого, такая бумажная волокита, естественно, "тормозит". По словам министра, дошло до того, что учителя перестали традиционно жаловаться на зарплаты, а больше переживают от количества бумаг. Это, конечно, косвенно подтверждает то, что зарплаты стали выше, что не может не радовать. Но "ручной" документооборот - и правда серьезная проблема.
- Педагоги просто не успевают заниматься детьми, потому что надо писать отчеты, - отметил министр. - За ручки отдельно, за учебники отдельно.
И вроде бы существуют уже в природе системы электронного документооборота, когда все отчетности ведутся и заполняются в защищенной компьютерной программе. Но отказаться от оформления официальных бумаг, что называется, "от руки", многим психологически тяжело: вдруг они понадобятся какой-то из проверяющих организаций.
Кстати, на совещании Андрей Фурсенко обнадежил региональных коллег: государство в 2012-2014 годах выделит регионам бюджетные кредиты на строительство детских садов на сумму 9 миллиардов рублей. Мера эта вынужденная: к сожалению, в России есть регионы, где работает лишь пятая часть от необходимого количества детсадов.
- Мы должны поддержать тех, у кого совсем дела плохи, но надо помнить, что это кредиты, а не субсидии, и их придется возвращать, - подчеркнул Андрей Фурсенко.
Между тем
55 вузов признаны победителями конкурса поддержки программ стратегического развития вузов, подведомственных минобрнауки. Победители конкурса получат финансирование из федерального бюджета на реализацию своих программ в течение трех лет (2012-2014 гг.) в размере до 100 миллионов рублей в год.
Вузы-победители расположены в 46 субъектах РФ, среди них 21 классический университет, 22 инженерно-технических вуза, 12 гуманитарно-педагогических и других вузов.