27.12.2011 00:01
Культура

В Минске завершился II международный оперный форум

В Минске завершился II международный оперный форум
Текст:  Дмитрий Морозов
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (5668)
Читать на сайте RG.RU

Программа II Рождественского оперного форума из-за финансового кризиса в республике включала только один гастрольный спектакль, зато в гала-концерте выступили певцы из России, стран СНГ и Балтии, а также Польши, Чехии и Болгарии.

Большой театр Республики Беларусь представил на форуме премьеры 2011 года, две из которых - "Аиду" Верди и "Севильского цирюльника" Россини - выпустил москвич Михаил Панджавидзе, уже полтора года являющийся здесь главным режиссером. Панджавидзе не принадлежит к числу режиссеров, чьи спектакли демонстрируют набор фирменных приемов, именуемых "режиссерским почерком". Панджавидзе всякий раз разный - как и задачи, диктуемые тем или иным материалом. В случае с "Аидой" задача была особого свойства. Во главу угла ставилось возрождение сценографии легендарного Евгения Чемодурова, что неизбежно предполагало большой стиль и некоторый налет архаики. Панджавидзе решил эту задачу по-настоящему профессионально, сумев, где возможно, освежить архаику, найти новые штрихи во взаимодействии персонажей и тактично встроить их в монументальное целое. Другой вопрос, что гастролеры, в срочном порядке вводившиеся в спектакль, конечно же, не могли отчасти не размыть четкости режиссерского рисунка. Зато в "Севильском цирюльнике" участвовал весь премьерный ансамбль во главе с дирижером-постановщиком Джанлукой Марчиано. Режиссер вместе с художником Александром Костюченко перенесли действие из Севильи в Венецию. Причем Венецию сегодняшнюю, где в рамках карнавала на импровизированных подмостках возле Гранд-канала разыгрывается представление комедии дель арте. Спектакль вполне можно было бы назвать своего рода живой энциклопедией комедии дель арте: здесь собраны едва ли не все основные ее типажи и приемы, как оказалось, прекрасно совмещающиеся с музыкой Россини (отменно прозвучавшей под рукой итальянского маэстро).

А вот в "Снегурочке", поставленной Сусанной Цирюк, чересчур уж мрачный колорит во многом идет вразрез с характером музыки. Здесь есть эффектное визуальное решение, но порой кажется, что оно скорее подошло бы для вагнеровского "Кольца нибелунга". Сценограф (Кирилл Пискунов), художник по свету (Ирина Вторникова) и хореограф (Александра Тихомирова) сообща прикрывают режиссера, не знающего, что делать со всеми этими сказочно-мифологическими персонажами и в итоге отправляющего их куда-то в космические дали.

Надо заметить, что из двух основных задач форума - других посмотреть и себя показать - успешнее пока решается вторая. Даже не самая убедительная "Снегурочка" немало выигрывала на фоне сомнительной по своим художественным достоинствам "Травиаты" Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Впрочем, уже само по себе участие Хиблы Герзмавы, равно как и ее партнеров Нажмиддина Мавлянова и Евгения Поликанина, могло служить достаточным основанием для присутствия спектакля в афише форума. В "Аиде" у каждого из гастролеров - Маквалы Аспанидзе (Аида), Луизы Каллинан (Амнерис), Олега Кулько (Радамес) - имелись свои достоинства, но все же наиболее убедителен был в этом спектакле минчанин Владимир Петров - Амонасро. "Снегурочку" украсила восходящая звезда московского Большого Венера Гимадиева в заглавной партии, но и рядом с ней весьма достойно выглядели Елена Сало (Лель) и Анастасия Москвина (Купава). Да и в гала-концерте минчане достойно конкурировали с гастролерами. Пожалуй, одним из самых ярких и успешных стало здесь выступление Оксаны Волковой, чье имя уже хорошо знают в Москве, где она прошла Молодежную программу Большого театра и ныне является его постоянной приглашенной солисткой. Похоже, Минск сегодня готов всерьез претендовать на роль оперной столицы стран СНГ.

Музыкальный театр Беларусь