Россия - бензиновая страна. До недавнего времени это утверждение было абсолютно верным в отношении нашего автомобильного рынка. Дизельные двигатели, так распространенные в Европе, оставались экзотикой на российских дорогах (за пределами узкого сегмента средних и тяжелых грузовиков). Из-за известных проблем с качеством топлива, холодным пуском, стоимостью обслуживания отечественный потребитель стойко придерживался "бензиновых" убеждений.
Если на рынке легкового транспорта никаких изменений не произошло, то на рынке коммерческой техники тенденция в уходящем году сменилась на противоположную. Причем повлияла на это работа всего одной компании - "Группы ГАЗ". Стоило Горьковскому автозаводу начать оборудовать свои популярные "Газели" современным дизельным двигателем, подготовить к их обслуживанию дилерскую сеть, как продажи резко пошли вверх. Если в прошлом году доля "дизеля" на российском рынке легкой коммерческой техники не превышала 20%, то сегодня она достигла 40%. По прогнозам, в будущем году продажи еще возрастут.
Дизельными двигателями развитие линейки силовых агрегатов не ограничилось. Более 10% продаж ГАЗа пришлись на машины с битопливными газобензиновыми двигателями. Немного уступая дизелю в мощности, газ на сегодняшний день остается самым экономичным и наименее вредным в плане экологичности топливом.
Об основных итогах работы нижегородского предприятия рассказал на ежегодной дилерской конференции президент "Группы ГАЗ" Бу Инге Андерссон.
"В текущем году, - рассказал г-н Андерсон, - работа шла по трем основным направлениям, - отметил он. - Во-первых, повышение надежности. Оцинковка основания автомобиля, модернизация процессов грунтования и окраски позволили существенно повысить долговечность корпуса. Второе направление - комфорт. Кондиционер, АБС, новый интерьер пассажирского салона, противотуманные фары, электростеклоподъемники и новая магнитола - таков лишь первоначальный набор опций, который планируется существенно расширить в следующем году".
Третье направление развития - подготовка к выпуску моделей нового поколения.
"Уже в следующем году мы передадим потребителям 300 машин нового поколения - "Газель NEXT". Сразу вслед за этим последует обновление модельного ряда среднетоннажных автомобилей. Уже в этом году мы выпустили три опытных образца сельскохозяйственных автомобилей "Ермак", провели их полные испытания".
В основе любой работы по улучшению качества - тщательное изучение поведения автомобилей в условиях реальной эксплуатации. Сложная система анализа включает десятки показателей, собираемых из нескольких основных источников: собственный "аудит качества глазами потребителей", ежедневные данные из центров гарантийного ремонта, опросы владельцев, отзывы и мнения в сети Интернет, личные встречи руководства с потребителями.
Результаты проведенной работы впечатляют: показатель IPTV ("качество в гарантии") - число дефектов на тысячу выпущенных машин за первые шесть месяцев эксплуатации - сократился за год на 55%. Если говорить только о крупных изменениях, то была укреплена рама, заменены стартер и генератор двигателя, изменилась проводка. Небольших же изменений за год внедрены буквально сотни.
Расширение газовского модельного ряда влечет за собой изменение роли сервисных центров. Беспрецедентная работа по подготовке сервисной сети была проведена при старте общероссийских продаж машин с новым "дизелем". Обучение, сертификация, поставка оборудования, внедрение онлайновой системы технической поддержки и системы мониторинга качества обслуживания позволили рынку без проблем "проглотить" новый мотор.
Новшеством уходящего года стала система сервисных контрактов. Теперь при покупке автомобиля можно приобрести один из трех сервисных пакетов, который гарантирует выполнение определенного ряда работ, замену расходников, гибкий график обслуживания. Специальные программы предлагаются для крупных клиентов. Самый яркий пример - контракт с городской администрацией Нижнего Новгорода на поставку автомобилей скорой медицинской помощи. Благодаря безукоризненной системе технической поддержки автомобили работают в режиме "без простоев", пробегая за год более 60 тысяч километров.
Шел на дилерской конференции и разговор о будущем автозавода. "В условиях глобализации автомобильного рынка, вступления России в ВТО перспективы развития российского автопрома напрямую зависят от нашей способности успешно конкурировать на международных рынках, - сказал директор дивизиона "Легкие коммерческие автомобили" "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин. - Сегодня мы являемся крупнейшим игроком не только в России, но и в странах СНГ, задача завтрашнего дня - выход на рынки Восточной Европы, Азии. Все новые разработки ГАЗа делаются с учетом специфических потребностей зарубежных потребителей, в том числе экологических требований".