Ольга Дмитриева, Александра Гузева и Инна Леонова
Дед Мороз стал главным действующим лицом новогодних праздников еще во времена Советского Союза. В 1917 году к власти пришли придерживавшиеся атеизма большевики, запретившие праздновать Рождество и соблюдать все связанные с ним традиции, в том числе наряжать елку. Несколько лет спустя высшие партийные чины решили, что народу все-таки нужен зимний праздник, и вместо Рождества появился Новый год. Впервые его отпраздновали в 1937 году.
Сказочные персонажи Дед Мороз и его внучка Снегурочка получили новую жизнь и стали живыми людьми. Для того чтобы избежать даже малейшего сходства со святым Николаем, приносящим подарки в Рождество, Деда Мороза и Снегурочку одели в синие одежды.
К 1940-м годам Новый год стал очень популярным государственным праздником. Постепенно были сняты ограничения в цвете одежды главных персонажей. Теперь Дед Мороз мог носить красное, синее и даже серебряное или золотое одеяние.
Никто не мог представить себе новогодний праздник без Деда Мороза и Снегурочки. Они проводили торжества в школах, университетах и на предприятиях. В советское время местные профсоюзные комитеты, которые отвечали за организацию всех аспектов жизни работников, отдавали эту почетную роль наиболее подходящим кандидатам. В качестве Снегурочки обычно выбиралась самая красивая из сотрудниц.
Эта пара заходила в квартиры к людям и приносила скромные подарки (деньги на них собирали профсоюзы): печенье, мандарины и конфеты. Дети пели песни или рассказывали стихи и получали сладости. После этого Дед Мороз и Снегурочка могли незаметно присоединиться к взрослым и выпить чего-нибудь покрепче, особенно если стояли сильные морозы. Представьте себе удивление ребенка, который, заглянув на кухню, видит Деда Мороза, снимающего бороду, пьющего водку и обсуждающего с отцом вопросы производительности труда.
После распада СССР люди снова получили возможность праздновать Рождество, но Новый год остался самым любимым праздником.
Статус знаменитости
Дед Мороз стал центральной фигурой зимних празднеств и даже обзавелся собственной постоянной резиденцией в старом русском городе Великий Устюг (460 км к северу от российской столицы), где он принимает гостей круглый год.
24 декабря вместе с внучкой он торжественно приезжает в парк Горького в Москве, и этот момент считается началом празднования Нового года. Помимо этой традиции появилась еще одна. Во многих московских парках стоят специальные почтовые ящики, куда дети опускают свои письма с просьбами к Деду Морозу. Если на конверте написан обратный почтовый адрес, ребята получат "личный" ответ Деда Мороза.
Большой бизнес
В новогодние праздники, которые длятся вплоть до православного Рождества (7 января), у Деда Мороза и Снегурочки очень много работы. Компании приглашают их для развлечения сотрудников на корпоративах или для рекламы товаров.
Понятно, что "настоящие" Дед Мороз и Снегурочка не могут успеть на все мероприятия, поэтому для удовлетворения спроса на рынке работают агентства развлечений. Цена зависит от того, насколько близко день посещения Деда Мороза к 31 декабря. За получасовой визит в обычную квартиру цены колеблются от 2 500 до 15 000 рублей - это означает, что не каждая семья может позволить себе такую роскошь. Двухчасовая программа на корпоративном мероприятии может стоить до 150 тыс. рублей. Более состоятельные клиенты могут заказать участие дополнительных героев, сопровождающих Деда Мороза и Снегурочку, таких как хитрая лиса, серый волк или трусливый зайчик. Если вопрос с ценой решен, то они даже водят хороводы вокруг наряженной елки.
Агентства развлечений утверждают, что берут на работу только профессиональных актеров, получивших сертификат в Академии Деда Мороза, но дополнительные персонажи - обычно студенты без специальной квалификации. Возраст - не помеха. Несмотря на то, что крупные агентства предпочитают брать на роль Деда Мороза мужчин старше тридцати лет, более молодые тоже получают роли.
Антон, 27 лет. Работал Дедом Морозом на промо-акции продуктовой компании, когда учился на последнем курсе в Москве и посещал театральный кружок. Он должен был убеждать людей на улицах купить газированный напиток в обмен на возможность выиграть призы, например мобильный телефон - за десять литров напитка.
"Было минус двадцать. Мне приходилось подпрыгивать и танцевать - только бы не замерзнуть. Это очень нравилось детям, проходящим мимо - они были просто в восторге и фотографировались со мной", - вспоминает он.
Но проведение Нового года в крупной звукозаписывающей компании завершило его новогоднюю карьеру. "Мне пришлось часть времени уделять рядовым сотрудникам компании, а часть - руководству, которое находилось в отдельном зале. Руководство было довольно моей программой, а вот сотрудники не оценили магию: пытались сорвать с меня бороду, просили налить им алкоголя и утверждали, что не верят в чудеса. После этого я перестал работать Дедом Морозом", - говорит Антон, сам уже ставший менеджером.
Благотворительность
Несмотря на возможность зарабатывать неплохие деньги, Дед Мороз занимается и благотворительностью. Некоторые люди работают бесплатно, как Иван, который участвовал в благотворительной акции в роли Деда Мороза и приносил подарки детям-сиротам. "Дети были счастливы увидеть меня и Снегурочку. Они читали нам стихи и просили исполнить их желания. Я был очень удивлен, когда такси и просто проезжающие мимо водители останавливались и предлагали бесплатно нас подвезти - Дед Мороз действительно очень уважаемый и любимый персонаж в России", - говорит Иван.
Также доступна английская версия статьи