Муниципалитетам дадут полгода на то, чтобы они установили или пересмотрели границы территорий, на которых запрещено продавать алкоголь, утвердили схемы и поставили в известность органы лицензирования.
На сайте минпромторга опубликован проект постановления правительства, в котором прописан единый порядок определения мест массового скопления граждан и источников повышенной опасности, а также прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Как сообщили " РГ" в министерстве, это лишь одна из версий документа, которая вчера направлена на повторное согласование в заинтересованные ведомства. К документу возникло много замечаний.
Цель, по словам чиновников, на практике реализовывать новые поправки в федеральный закон о госрегулировании продажи алкоголя, направленные на борьбу с алкоголизацией населения России, в том числе "пивной".То есть не размещать магазины и ларьки, торгующие алкоголем вблизи от школ и любых других образовательных, медицинских, спортивных организаций (перечень таких учреждений четко прописан). И ограничивать искушение покупать и распивать спиртное в таких "людных" местах, как вокзалы, аэропорты и даже оптовые и розничные рынки. Кроме того, под "изоляцию" подпадают объекты военного назначения и здания, в которых размещаются органы исполнительной власти.
Впервые в документе указывается, каким образом местные власти все-таки должны высчитывать границы прилегающих к этим объектам территорий, исходя из кратчайшего расстояния, которое ведет к ним. Во-первых, уточняется понятие этих границ. В них включается как обособленная территория (при наличии таковой), на которой размещаются школы, детские сады, больницы и вокзалы, так и примыкающая к ним ограничительная зона. В городских поселениях она составляет 25 метров, в Москве и Санкт-Петербурге -100 метров. При этом региональные власти могут увеличить размер прилегающих зон. Напомним, это право они получили в связи с недавними поправками в законодательство. Если обособленная территория имеется, то метры необходимо будет отсчитывать, начиная от входа в нее до входа в магазин или ларек. Если школа или больница не огорожена, то тогда - от двери конкретного здания до двери магазина. Размер прилегающих территорий по кратчайшему расстоянию определяется по тротуарам или пешеходным переходам, в том числе подземным, а также по обочинам, велосипедным тропкам и даже по краям проезжих частей. А при пересечении пешеходной зоны с проезжей частью - по ближайшему пешеходному переходу.
Что немаловажно, устанавливая границы, органы местного самоуправления должны прилагать схемы указанных территорий для каждой организации. А затем публиковать их в местной печати и на официальных сайтах лицензирующих органов.
Между тем, по мнению одного из экспертов алкогольного рынка, директора аналитического агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, новый документ, разрешающий муниципалитетам принимать решения, исходя из неограниченного метража границ территорий, направлен скорее на дальнейшее укрупнение алкогольного рынка. "Мы это уже проходили на уровне производителей, дистрибютеров и импортеров. Новые правила сократили число участников рынка примерно в два раза. Теперь это может случиться и с розничной торговлей алкоголем", - говорит Дробиз. По его словам, из-за расширения границ, на что получили право местные власти, произойдет резкое сокращение числа торговых точек, продающих пиво и алкоголь. "Если сейчас в России их около 230 тысяч, то может остаться 150 тысяч. Эксперт считает, что нельзя было давать "волю" муниципалитетам. И предлагает отменить эту норму. В противном случае, правила определения границ меняет смысл, если они могут дойти до абсурдных 500-1000 метров. А непродуманное сокращение розницы, говорит Дробиз, приведет к росту серого рынка и расцвету торговли самогоном. "В России уже формируются так называемые "социально ответственные" производители суррогатов, которые без смертельного ущерба для жизни граждан, в рассчитанных дозах используют технический спирт или спиртосодержащиеся жидкости, в том числе для чистки ванн и унитазов", - предупреждает Дробиз.