29.12.2011 00:56
Экономика

Насколько подрастут цены за проезд на транспорте

Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №295 (5671)
Читать на сайте RG.RU

Рост стоимости топлива, тарифов на электричество и введение ряда требований по дооборудованию самолетов и других видов пассажирского транспорта отразится на стоимости билетов для пассажиров. По прогнозам экспертов, они подорожают в среднем на 10%.

Следите за скидками

Железнодорожники уже заявили, что рост стоимости билетов в купе и СВ составит 5 %. В регулируемом государством секторе, где часть денег на перевозки дает федеральный бюджет, Федеральная служба по тарифам приняла решение о росте стоимости проезда в плацкарте на 10%. При этом нельзя забывать о том, что, как и в прошлом году, в этом секторе пассажирских перевозок будет действовать гибкий график регулирования тарифов. То есть во время, когда идет спад перевозок на том или ином направлении, стоимость билетов будет снижаться. Например, в бархатный сезон билет на юг будет стоить меньше, чем обычно.

В 2012 году с 1 января по 30 июня и с 25 августа по 31 декабря будет действовать специальный тариф "Студенческий". Это позволит студентам воспользоваться скидкой в 50% не только в месяцы учебы, но и по окончании летней сессии, а также в конце августа - в период, когда они возвращаются к месту учебы. Ранее, напомним, окончание срока действия специального тарифа планировалось на 31 мая 2012 года. Такие скидки доступны российским студентам очной формы обучения всех учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на проезд на верхних полках купейных вагонов всех категорий поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении. Исключение составляют поезда в Калининград, где уже действуют дотации на проезд для жителей анклава.

Школьникам старше 10 лет в поездах дальнего следования также положена скидка в 50% на проезд внутри России. Действуют эти льготы с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря. Дети до 5 лет, которые не занимают отдельного места, следуют в поезде бесплатно с оформлением безденежного билета. Детям от 5 до 10 лет оформляется билет по детскому тарифу.

В пригородном сообщении решение о стоимости проезда в электричках остается за региональными властями. Так же, как и регулирование цены билета в автобусах и маршрутках.

Железнодорожники в ноябре разработали предложения по льготному проезду для студентов в электричках. Возможно, они будут учтены в концепции развития пригородного сообщения, которая сейчас готовится федеральными ведомствами. Предлагается продавать студенческие абонементы в учебных заведениях со скидкой в 50%. Но для этого необходимо внести изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта. Кроме того, к железнодорожникам часто поступают обращения граждан о введении абонементных билетов для проезда школьников. Этот вопрос, может быть, будет решен в 2012 году, надеются эксперты.

Не пропустите распродажу

Цены на билет будут подниматься не только из-за того, что перевозчикам придется больше тратить на обновление парка, на авиакеросин и аэропортовое обслуживание, но и из-за того, что Европа намерена ввести экологический налог на пролет в своем воздушном пространстве. Хотя недавно замминистра транспорта Валерий Окулов говорил, что России удалось договориться с ЕС и отложить введение такого налога до середины 2012 года. До этого времени, возможно, будет выработана единая позиция в рамках Международной организации гражданской авиации, отметил он.

Рост стоимости билетов будет, как всегда, зависеть и от спроса на них, то есть в зимние и летние каникулы они будут стоить дороже раза в два, чем в низкий сезон полетов, когда нет праздников и массовых отпусков. Но если за полгода до полета забронировать билет, то можно и сэкономить. Или же на специализированных сайтах ловить "распродажи", которые иногда устраивают отечественные перевозчики.

Что до компаний low-coast, которые работают по минимуму и берут за билет недорого, то таких в России, увы, нет, отмечают эксперты. И в ближайшее время они вряд ли появятся, ведь в следующем году на магистральные рейсы могут встать только перевозчики, у которых не менее восьми самолетов вместимостью более 50 кресел, констатировали эксперты.

Но в то же время государство выделяет деньги для того, чтобы сделать возможным полеты тех, кто живет в отдаленных регионах. В 2012 году расширится программа субсидирования полетов для жителей Дальнего Востока и Калининграда. Минтранс предлагает включить в программу льготных авиаперевозок для жителей Дальнего Востока еще 3 города: Певек, Тикси и Нарьян-Мар. С 1 января 2011 года, напомним, стартовала программа по субсидированию авиаперевозок из Москвы и Петербурга в Калининград. На ее реализацию было выделено 738 млн рублей. Могут быть внесены и уточнения в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Будет, например, расширен перечень пассажиров, которым положена скидка. Предполагается, что ее получат женщины старше 55 лет. По прежним правилам льгота положена молодежи до 23 лет и гражданам старше 60 лет.

Калининградцы, желающие посетить столицу, смогут получить на полет скидку в 60 процентов. При максимальной стоимости билета в 3,6 тысячи рублей государство готово компенсировать авиакомпаниям перевозку в размере 2,2 тысячи рублей. Полет в Санкт-Петербург из этого региона будет оплачиваться государством на сумму в 1,7 тысячи рублей - это немного больше, чем 50 % от максимальной стоимости билета. Заявку для заключения договора на 2012 год авиакомпании должны подать в Росавиацию не позднее 1 апреля. Договоры с компаниями агентство заключит в течение 14 дней со дня окончания срока подачи заявлений. То есть продажа билетов по специальному тарифу может быть открыта с середины апреля.

Железные дороги Общественный транспорт