Брат и сестра Апти и Айшат Магмадовы признаны Мособлсудом вербовщиками террористов-смертников.
Суд признал их виновными в том, что в 2010 году они склонили к подготовке теракта гражданку Литвы Эгле Кусайте. Причем так заморочили голову завербованной, что она согласилась стать шахидкой и взорвать себя на любом объекте в Москве или в Подмосковье.
По приговору суда фигурант этого уголовного дела получил шесть лет колонии общего режима. Его сестра будет отбывать наказание два года в такой же колонии.
Магмадовы были задержаны в январе прошлого года в результате тщательно спланированной операции сотрудниками ФСБ. Брат и сестра вместе с матерью проживали в подмосковном поселке Кратово. Они уехали из Чечни еще в 1999 году и в столице планировали получить образование. Их мать Тамара работала продавцом.
Суд проходил в закрытом режиме. По данным следствия, Айшат уговорила свою знакомую из Литвы 20-летнюю сверстницу Эгле Кусайте приехать в Россию, чтобы взорваться в людном месте или около военного объекта в Чечне. Между собой они связывались по Интернету. В своих электронных письмах экстремистски настроенная литовская девушка заявляла, что приняла исламскую веру и готова стать террористкой. Ее родственники забеспокоились поведением девушки и сообщили в департамент госбезопасности Литвы. Сотрудники спецслужб задержали ее прямо в автобусе, направлявшемся в Москву. Деньги на дорогу, 500 долларов, ей выслали Магмадовы. Причем за деньгами Апти ездил в Чечню, где, по данным следствия, у него два брата находятся в бандподполье.
Магмадовы на допросах не отрицали, что несколько лет переписывались по электронной почте с Кусайте, но настаивали, что никого не вербовали. Деньги же своей литовской подруге они якобы просто одолжили.
Адвокат осужденных Муса Хадисов считает, что на суде обвинение так и не смогло предоставить убедительных доказательств виновности Магмадовых. По его словам, в суде зачитывались показания Кусайте, из которых следует, что она еще с 13 лет бредила идеей "встать на путь Аллаха" и "отомстить за происходящее в Чечне", а его подзащитные якобы попали в разработку ФСБ из-за двух своих братьев.
Во время прений сторон гособвинитель запросил для Апти девять лет колонии, а для его сестры - пять лет. Почему суд вынес более мягкое решение - неизвестно.
По словам адвоката Айшат Магмадовой, пока она находилась под стражей, у нее обострилась болезнь глаз, поэтому после освобождения ей предстоит серьезно лечиться и восстанавливать зрение. Осужденная практически весь назначенный срок наказания провела в следственном изоляторе. И, как считает ее защитник, уже в конце января 2012 года может оказаться на свободе в связи с окончанием назначенного судом срока лишения свободы.
Суд над литовской фигуранткой этого дела, Эгле Кусайте, уже идет. Процесс проходит у нее на родине, в Вильнюсе. Ее освободили из-под стражи под подписку о невыезде до приговора. Она первоначально, на предварительном следствии, призналась, что собиралась стать террористкой, а Магмадовых знала как вербовщиков. Но затем она отказалась от своих показаний.