В 1940 году, по личному распоряжению британского премьера Уинстона Черчилля, была создана секретная организация - Special Operations Executive, в задачи которой входили саботаж и подрывная деятельность на оккупированной гитлеровцами территории, а также создание ячеек обученных людей для оказания помощи группам сопротивления. В организацию входили два норвежских подразделения: "Рота Линге" и "группа Шетланд". Руководило ими норвежское правительство в изгнании во главе с королем Хоконом в Лондоне.
Была еще одна группа, менее известная - партизаны северного норвежского региона Финнмарк, действовавшие под командованием советских войск. Именно с момента подписания Черчиллем секретной директивы о создании диверсионных подразделений принято отсчитывать историю норвежского спецназа. Первоначально "Рота Линге" была обучена по образцу британских коммандос - для рейдовых операций. "Рота" участвовала в успешных рейдах в Норвегии. Основатель подразделения Мартин Линге погиб во время одного из таких рейдов в декабре 1941 года. Как писал в своих воспоминаниях бывший командующий норвежским сопротивлением "Милорг", а позднее - министр обороны Норвегии в 1945-52 годах Йенс Кристиан Хауге, операции сопротивления были возможны в основном из-за помощи "Роты Линге".
"Группу Шетланд" включили в состав норвежского военно-морского флота, и она осуществляла диверсии в немецких портах. В частности, в 1942 году Лейф Ларсен, самый известный офицер группы, пытался торпедировать с помощью двухместной торпеды "Шэриот" знаменитый немецкий линкор "Тирпиц". Однако мощный шторм помешал этой попытке.
Третья группа, партизаны Финнмарка, была организована из беженцев и обучена НКВД. Их операции проходили в Тромсе и Финнмарке, двух самых северных областях Норвегии. Партизаны оказали серьезную помощь 14-й советской армии в районе Западная Литса в советском Заполярье. До 1995 года в Норвегии о их деятельности всячески умалчивалось. Считалось, что все бойцы Финнмарка были советскими шпионами: партизаны были вынуждены подписывать соглашение о сотрудничестве с советской разведкой на всю жизнь.
Лучшая диверсия Второй мировой войны
Наиболее известная операция "Роты Линге" - взрыв завода тяжелой воды в 1943 году в Рюкане. Считается, что это стало одной из главных причин, почему Гитлеру не удалось создать атомную бомбу. Поэтому стоит о ней рассказать.
Первая попытка остановить производство тяжелой воды была предпринята в ноябре 1942 года. Тогда были сброшены четыре парашютиста, которые на лыжах по горам добирались до места диверсии. Через месяц на двух бомбардировщиках с планерами должны были прибыть специально технически подготовленные британские коммандос. При посадке планеры разбились, многие англичане погибли. Остальные были захвачены гитлеровцами и после пыток казнены.
Ранее десантированные четверо "парней Линге" сообщили по радио о трагедии. Они получили приказ ждать и в феврале 1943 года соединились с шестью вновь прибывшими норвежскими парашютистами. В ночь на 28 февраля они с огромным трудом они добрались до завода. Свой человек из обслуживающего персонала помог диверсантам проникнуть внутрь. Те взорвали 900 килограммов (почти годовой запас) тяжелой воды, и производство было остановлено на три месяца. Группе удалось уйти без потерь: часть ее осталась в горах, остальные успешно перешли шведскую границу.
В ноябре 1943 года получив информацию о том, что производство восстановлено, британское командование послало 143 бомбардировщика В-17, сбросивших на фабрику около 800 тяжелых бомб. Тогда немцы приняли решение перевести производство в Германию. Но при транспортировке остатков готовой продукции на пароме через озеро к железной дороге, паром был взорван участниками местного Сопротивления. Акция в Веморке была занесена в анналы британской военной истории как лучшая диверсия второй мировой войны.
Новый противник - Советский Союз
После окончания Второй мировой, большая часть спецподразделений была распущена: считалось, что "специальные" силы не вписываются в новую военную доктрину, включающую ядерное оружие.
Однако вскоре после вступления Норвегии в НАТО, военное руководство страны приняло решение о создании новых подразделений спецназа в морских и сухопутных частях. В 1962 году был создан тренировочный центр для обучения обычных военнослужащих армии Норвегии парашютному делу. В 1966 и 1967 годах школа, дислоцированная в Трандуме близ Осло, начала обучение своего собственного подразделения - парашютного взвода, предназначенного для разведки и диверсий в тылу врага, за пределами досягаемости обычной территориальной армии.
Ранее Национальная разведывательная служба, впечатленная успехами итальянских и британских подводных диверсионных операций во время Второй мировой, в 1953 году выпустила первый отряд боевых пловцов. Постепенно задачи фрогменов (люди-лягушки) расширялись, включив в себя глубоководное плавание, спасение на водах, подводные диверсии и т.п. В 1968 году было принято решение разбить группу на две организации. Одна занималась только диверсиями, другая - борьбой с диверсантами. Был определен и противник - Советский Союз. В соответствии с планами Североатлантического блока именно с территории Норвегии должно было оказываться противодействие кораблям Северного флота ВМФ СССР, которые не могли миновать суровые скандинавские фьорды при попытке атаковать Западную Европу или даже США.
В 1978 году норвежские власти приказали армии создать контртеррористическое подразделение, которое должно оказывать поддержку полиции в случае террористических атак против норвежских нефтяных объектов в Северном море. Было сформировано специальное подразделениеF osvarets Spesialkommando (FSK). Это подразделение достигло полной оперативной готовности в 1984 году. За операции на береговом шельфе с тех пор отвечает Министерстве юстиции и полиции. Подготовка бойцов-парашютистов и специалистов по проведению контртеррористических операций на море стала занимать 12 месяцев.
В 1979 году в штабе командующего ВС северной Норвегии было создано управление спецопераций, в рамках которого спецназ родов войск и полиции стали отрабатывать совместные операции. Аналогичные подразделения других стран, принимавшие тогда участие в совместных учениях, также контролировались из этого центра. Эта ситуация сохранялась до 2002 года. К концу Холодной войны функции норвежских сил спецопераций были сфокусированы на оперативного уровня операциях, включая сбор развединформации и рейды в тыл врага. Согласно оборонной концепции, эти подразделения должны были действовать на своей территории на случай, если Холодная война станет "горячей".
На этот случай, в 70-е годы, вдоль всей 190-километровой границы с СССР, норвежцы стали устанавливать специальные, свыше 50 метров, наблюдательные вышки с мощной оптикой. С них норвежские пограничники и сотрудники спецслужб могли контролировать советскую территорию в глубину до 60 километров, вплоть до Мурманска. По данным нашей разведки, у натовцев были готовы планы по ведению боевых действий в Советском Заполярье, обозначены объекты для диверсий. Действовать они должны были с территории Норвегии.
После Холодной войны - наши дни
После окончания Холодной войны началась дискуссия о месте и роли спецподразделений Норвегии. Прежде всего, обсуждалась адекватность национальной стратегии, основанной на защите территории. Экономическая ситуация в стране также изменилась, заставляя вооруженные силы пересмотреть свои возможности: к началу века правительство одобрило 13 предложений о расформировании и слиянии различных подразделений. Однако спецподразделения эти реорганизации не затронули. И если в 1997 году в подразделении по борьбе с терроризмом было 40 человек, то спустя несколько лет его штат расширили до 160 бойцов.
Норвежский спецназ стал активно участвовать и в операциях за рубежом под эгидой НАТО, в частности в Афганистане в 2001-2002 годах. До этого норвежские подразделения принимали активное участие в рамках различных миссий ООН.
Очень мало информации поступает из официальных источников о современных операциях подразделений. Но известно, что они принимали участие в операциях НАТО на Балканах.
До Балкан, участие норвежской армии в миротворческих операциях обычно заключалось в создании специальных подразделений на волонтерской основе для конкретной миссии. Обычно такие подразделения не принимали участия в боевых действиях, хотя иногда такие миссии оказывались более опасными, чем предполагалось, например, во время вторжения Израиля в южный Ливан в 1982 году, когда норвежские миротворцы оказались на линии огня. Между тем, Норвежские вооруженные силы традиционно нацелены на оборону, и после участия в балканских конфликтах был сделан вывод, что придется изменить стратегию, увеличив возможности сил спецопераций.
Мало информации и об операциях норвежского спецназа в Афганистане. Известно только, что с октября 2001 года задачи спецподразделений в основном заключаются в отлове лидеров группировок и вооруженных формирований противника. Известно также, что норвежцы получали награды за участие в совместных операциях от американского командования, а генерал-лейтенант Делл Дейли заявил, что "даже наши собственные спецподразделения не всегда находились на уровне стандартов подготовки, существующих в норвежских спецподразделениях".
Забытые Богом и Сатаной
Американские коммандос с большим уважением отзываются о подготовке отряда норвежских морских егерей. Основными их задачами является ведение разведки и сбор разведданных в глубоком тылу противника. Они способны действовать автономно до тридцати суток. Способность егерей выживать в суровых условиях Заполярья при страшных морозах те же американцы считают непревзойденными никем в мире. На них возложены задачи развертывания партизанских действий на своей территории в случае ее оккупации противником. Они могут действовать малыми группами численностью от 2 до 20 человек. Эти группы являются ядром будущих партизанских отрядов. Для того чтобы егеря могли эффективно действовать, на территории Норвегии закладываются в тайники продовольствие, оружие и боеприпасы.
Штаб морских егерей находится в одном из самых удаленных уголков Норвегии с названием Ramsung Naval Station. Про это место егеря мрачно шутят: "Бог забыл, а Сатана забросил". Боевые подразделения отряда базируются на базе подводных лодок ВМС Норвегии. Здесь находится школа боевых пловцов. Место дислокации выбрано так, чтобы в угрожаемый период подразделение было развернуто в течение 4 часов после получения сигнала. Всего в подразделение морских егерей входит около 200 человек.
Программа обучения у морских егерей довольно объемная и состоит из ряда специальных дисциплин. Основная подготовка проходит в Бергене и длится 22 недели. Курс начинается двухнедельными полевыми занятиями, которые проходят часто в заснеженных горах Северной Норвегии. Те, кому удалось выжить за эти 14 дней бессонных ночей и 30-километровых маршей, зачисляются кандидатами и приступают к изучению полевого курса, курсов огневой подготовки, горной подготовки и подводного плавания. Каждый из них завершается зачетным тактико-специальным занятием, приближенным к боевой обстановке. По окончании курса полевой выучки, когда кандидаты уже обладают неким военным опытом, они под руководством инструкторов переходят к курсу дайвинга.
Далее следует очень сложный курс выживания в норвежских лесах. Очень многие из кандидатов, будучи прекрасными солдатами в регулярных частях, не выдерживают жесткий курс тренировок и распорядка дня. Большинство егерей подписывают контракт на три года. Для профессионалов предполагается дополнительная подготовка по работе на средствах связи, продвинутый курс медицинской подготовки с практикой, курс по разведке, сбору и обобщению разведданных, программа парашютной подготовки с совершением затяжных прыжков, а также продвинутый курс МПД. Егеря в течение всей службы день ото дня совершенствуют свои навыки.
На вооружении морских егерей находится 7,62-мм автоматическая винтовка AG-3, которая является норвежской версией германской винтовки G-3. Нередко винтовка используется с 40-мм подствольным гранатометом. Для усиления огневой мощи используются 5,56-мм пулеметы FN "Миними". На вооружении снайперов находятся винтовки NM149S норвежского производства. Из оружия ближнего боя на вооружении находятся 9-мм пистолеты-пулеметы "Хекклер-Кох" МР-5А3 и МР-5SD5. Из личного оружия - 9-мм пистолеты "Хекклер-Кох" Р7, "Хекклер-Кох" USP, "Смит-Вессон" и "Глок-17". Не так давно на севере Норвегии, где способны выжить только сильнейшие, было создано элитное подразделение "Финмарк".
Рейнджеры 7-й роты норвежского полка "Финмарк" имеют задачу предотвратить вторжение противника с востока. Читай - со стороны России. Основная задача подразделения - отсрочить любое вторжение и измотать противника, используя партизанскую тактику и тактику действий малых групп, действующих против стратегических объектов. Рота на сегодняшний день является, возможно, одним из самых уникальных в мире военных формирований. Ее бойцы не стремятся победить врага, применив силу. Они просто устанавливают противопехотные минные поля для замедления продвижения противника в глубь территории страны. Седьмая рота норвежских егерей отвечает за район Киркенеса, наиболее северную часть значительной территории, граничащей некогда с Советским Союзом и полностью покрытой снегом с сентября до мая. Весной и летом средняя температура колеблется здесь около отметки 5-7 градусов по Цельсию, а зимой - около минус 40.
124 солдата 7-ой роты егерей - экспериментальное подразделение. Для службы в нем отбираются самые сильные и психологически устойчивые бойцы полка "Финмарк". Они проходят специальную подготовку, которая позволяет им выполнять поставленные задачи, выявляя наиболее слабые места противника, минировать маршруты движения и атаковать врага внезапно и яростно. Личный состав роты тренируется действовать в тылу противника против стратегических объектов, таких, как ракетные пусковые установки, подвижные командные пункты дивизий, пункты тылового обеспечения и снабжения боеприпасами, радиолокационные станции и передовые площадки вертолетов. Тренировки в снегу, ни очага, где можно обогреться, ни просто сухой комнаты. Егеря должны научиться игнорировать холод и другие негативные окружающие условия для успешного выполнения задачи. На занятиях бойцы постоянно развивают возможности своего организма по преодолению холода в течение восьми зимних месяцев. Группа егерей способна действовать автономно в поле до двух недель, оставаясь на сорокаградусном морозе.
Марокканский вояж
Одной из самых дерзких и, я бы сказал, наглых операций норвежский спецназ провел в прошлом году в Марокко. Бойцы подразделения выкрали и вернули матери двух детей из этой страны. По словам министра обороны Норвегии Греты Фаремо, коммандос увезли детей в июле прошлого года. При этом они действовали по собственной воле и находились в отпуске.
Марокканские газеты писали, что дети были похищены из дома Халида Скаха - олимпийского чемпиона 1992 года в 10-километровом заплыве. Норвегия заявила, что не предпринимала никаких незаконных действий, и что дети содержались в Марокко против их воли и опасались за свою жизнь.
Власти скандинавской страны утверждают, что дети бежали от своего отца Скаха и укрылись в норвежском посольстве. Дети марокканского олимпийского чемпиона и его бывшей жены-норвежки провели некоторое время в резиденции посла Норвегии, а затем были тайно вывезены из страны на лодке с помощью коммандос военно-морского флота.
В последнее время стало известно, что норвежская Тайная полиция ПОТ помогала "Моссад" в обезвреживании скандинавской сети палестинской ООП. В норвежском Лиллехаммере ликвидаторы из "Моссад" па ошибке застрелили вместо террориста Саламеха марокканского эмигранта. ПОТ была вынуждена арестовать четверку израильских боевиков, но вскоре после суда они были отпущены в Израиль. В начале 50-х годов была выявлена связь "Моссад" с генсеком ООН норвежцем Трюгве Ли. В 1993 г. гарантом соглашения между Арафатом и Раббином выступало норвежское правительство, а само соглашение о перемирии было подписано в Осло.
Когда в товарищах согласия нет
В 1965 году выяснилось, что военная разведка "Этьенесте" и гражданская Служба контрразведки организовали слежку за высшими руководителями служб-конкурентов и сбор компромата на них. Существовала и личная неприязнь главы военных разведчиков Эванга и начальника Службы контрразведки Брюна. Соперничество между спецслужбами к концу 60-ых годов настолько обострилось, что начались взаимные аресты. Так, по обвинению в работе на КГБ норвежские контрразведчики совместно с коллегами из ЦРУ арестовали сотрудницу "Этьенесте" Линдгрен, которую затем пришлось отпускать за недоказанностью. В конфликт двух спецслужб вынуждено было вмешаться правительство. По итогам работы так называемой Комиссии Меллби в обеих спецслужбах было обнаружено большое количество нарушений. В результате Эванг отправили в почетную ссылку представителем Норвегии при штабе НАТО, а Брюн стал скромным комиссаром уголовной полиции в провинциальном Бергене. На посту главы Службы контрразведки Брюна сменил Хортстад, ставший затем инициатором тотального противостояния КГБ по всей Северной Европе, как и его последователи Греланд и Эсдгар.
В 90-е норвежские спецслужбы провели "горячие" секретные операции на югославской войне совместно с коллегами по НАТО, в частности, уничтожили граждан Югославии и Чехии, попытавшихся в 1994 году захватить самолет в аэропорту Осло. В 1995 году у берегов Норвегии спецназ арестовал российский рыболовный траулер, обвинив команду в проведении шпионской деятельности.
До сих пор спецслужбы этой страны, не смотря на хорошие отношения между Москвой и Осло, не брезгуют провокациями против российских граждан и учреждений.