В истории Италии, как, впрочем, и в истории Германии существуют страницы, которые для большинства жителей этих стран являются глубоко постыдными.
В своей массе итальянцы стесняются фашистского прошлого страны, избегая публичного обсуждения этой деликатной темы. Но, несмотря на то, что времена Муссолини давно позади, среди жителей Апеннин есть люди, которые по-прежнему в той или иной степени разделяют его взгляды.
С одной стороны, в итальянском парламенте сегодня официально не представлены партии с четко очерченными ультраправыми программами. В то же время, в таких влиятельных партиях как "Народ свободы" и "Лига севера" (они до недавнего времени входили в правоцентристскую правительственную коалицию) проглядывают элементы, присущие некогда партии Дуче. Наиболее ярко эти настроения проявляются в воззрениях "лигийцев", резко выступающих против дальнейшего увеличения числа мигрантов, существования национальных диаспор и этнических гетто, строительства новых мечетей и исламских школ. В 2010 году именно "Лига севера" выступила с предложением запретить ношение хиджаба на территории Италии. Ее лидер Умберто Босси (который до ноября 2011 года был главным соратником Сильвио Берлускони) убежден, что иммигранты, нежелающие принимать условия итальянского общества, должны быть немедленно из него изгнаны. Сегодня, когда коалиции Босси-Берлускони больше нет, идеи "Лиги севера" в основном находят отклик в северных регионах Италии (Венето, Пьемонт и Ломбардия), традиционно поддерживающих эту партию на протяжении многих лет. Тем не менее, официальному Риму, "левым" и Церкви, держась относительно "единым фронтом", удается довольно успешно отбиваться от радикальных и дискриминационных предложений "Лиги" и в законодательную плоскость они пока не переходили.
Неудивительно, что в Италии, как практически в любой европейской стране, столкнувшейся с проблемой нелегальной миграции, есть свои неофашистские объединения, партии и движения: "Ла Дестра" ("Правые"), "Форца Нуова" ("Новая сила"), "Национальный Альянс" и "Националистическая Партия Италии" (НПП). Последняя в августе 2011 года даже выступила с предложением создать Легион национальной безопасности и обороны, призванный защитить и очистить страну от "новых варваров" - прежде всего, представителей сексуальных меньшинств и иностранцев, которые переехали в Италию после 1977 года. Причем, лидер этой партии Гаэтано Антонио Мария Сайа настаивает на том, что мигранты должны оставить все блага, заработанные ими честным трудом, в пользу государственной казны и граждан Италии. Возможно, эта инициатива могла бы "заинтересовать" часть итальянцев, если бы лидер НПП не выглядел бы как плохая пародия на Гитлера в исполнении Чаплина, и если бы ролик партии не был бы таким плоским и однобоким. Буйство мелькающей в нем фашисткой атрибутики вперемешку с фото Гарибальди и других национальных героев Италии вряд ли способна привлечь массы.
Антонио Лонго (45 лет, сотрудник Министерства) сомневается в том, что подобные движения смогут когда-либо вернуться к власти в Италии. "Конечно, если экономическая и социальная ситуация в стране будет ухудшаться, то количество их сторонников увеличится, но они всегда будут довольствоваться ролью меньшинства. На мой взгляд, их главной "архиллесовой пятой" является отсутствие четкой и последовательной программы. В большинстве случаев они призывают к защите национальной самобытности и борьбе с наплывом иностранцев. В то же самое время, многие из них попросту сбивают с толку, выступая с ярко выраженными антикапиталистическими и антиамериканскими лозунгами, под которыми они пытаются (не всегда умело) скрывать свою ненависть, например, к тем же евреям. Более того, зачастую эти движения несут в большей степени культурную, нежели политическую нагрузку", - замечает Лонго. Но кто-то же их все-таки поддерживает?
25-летний студент из Тренто Тано Де Лиза, написавший диссертацию по итальянским национал-социалистическим движениям, подчеркивает, что на их вульгарные и заезженные лозунги "попадаются" две категории итальянцев - молодежь и старики. "Молодежь - по причине своей культурной ограниченности, либо социальной незащищенности или из-за желания изменить что-то в своей жизни, устав от роли вечной пешки. Сегодняшние "левые" не могут предложить молодым то, что они находят в ультраправых движениях - иллюзию возможности управления своей судьбой. Старшее же поколение зачастую находится под воздействием телевизионных программ и переубедить их в том, что любую реальность при желании можно исказить, практически невозможно", - говорит Тано. Однако, и Антонио, и Тано утверждают, что по причине политической несостоятельности современных неофашистких движений в Италии, их электорат вынужден в большинстве случаев отдавать свои голоса вышеупомянутым "Народу свободы" и "Лиге Севера", умело разыгрывающим националистическую карту.
Оба оратора, выступая против существования неофашистских движений, предлагают подойти к проблеме рационально. Антонио заботит повышенный интерес со стороны молодых к подобной идеологии. "Для того чтобы убедить их в бессмысленности и безнравственности этих радикальных идей, к ним нужно найти правильный подход, в котором не должно быть места репрессивным и устрашающим мерам", - говорит он. Тано же выступает за эффективный пересмотр интеграционный политики Италии. "Многие проблемы уйдут сами собой, если мигранты почувствуют себя наконец-то защищенными", - объясняет молодой человек.
Несмотря на то, что интеграционная политика Италии действительно далека до совершенства, власть время от времени посылает мигрантам свои "знаки внимания". В частности, в 2011 году Президентом Джорджо Наполитано была выдвинута инициатива по автоматическому предоставлению гражданства детям мигрантов-неграждан, родившимся на территории Италии. На днях новое правительство, выбравшее курс на ужесточение налогового бремени для своих граждан, объявило о намерении отменить налог для иммигрантов, продлевающих вид на жительства на Апеннинах. Такие "реверансы" можно вполне назвать дальновидными, поскольку, по данным итальянского института статистки, к 2065 году число мигрантов в Италии утроится и с их мнением, хотят того политики или нет, придется считаться.