Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносится несколько сотен поправок, и многие из них вступают в законную силу с начала нового года. Наступивший 2012 год не стал исключением, законодатели существенно переработали текст закона по ряду вопросов. Пожалуй, самыми значимыми изменениями в налоговой сфере с начала 2012 года станут правила налогообложения консолидированных групп и новая глава, посвященная контролю сделок на соответствие рыночным ценам.
Федеральный закон N 321-ФЗ от 16.11.2011 позволяет создавать добровольные объединения налогоплательщиков для уплаты налога на прибыль по совокупности налоговых обязательств всех участников одним из них. При этом образовать такое объединение (консолидированную группу) могут только организации, прямо или косвенно участвующие в уставном капитале друг друга на 90% и больше. Кроме того, консолидированная группа должна получать общую выручку по всем участникам не менее 100 млрд рублей, а общие налоговые обязательства участников по НДС, налогу на прибыль, акцизам и НДПИ должны быть не менее 10 млрд рублей. Создавать консолидированные группы, таким образом, смогут далеко не все желающие. Тем более и в законе сделаны исключения, не дающие права на консолидацию компаниям финансовой сферы (банкам, страховщикам, клиринговым компаниям, НПФ и профессиональным участникам рынка ценных бумаг) и тем, кто не уплачивает налог на прибыль, - льготникам, плательщикам налога на игорный бизнес или применяющим специальные налоговые режимы.
Вместо ст. 40 Налогового кодекса РФ, слишком размыто устанавливавшей правила определения рыночных цен для целей налогообложения и не работавшей в полную силу, с нового года у налогоплательщиков появилась целая глава V.1, где новые правила расписаны очень подробно. Цель этого контроля заключается в том, чтобы не допустить потерь бюджетных поступлений в связи с перераспределением доходов и расходов между взаимозависимыми сторонами сделки - то есть исключить такие способы налоговой экономии. Контролируемыми сделками будут также все внешнеторговые сделки, а также сделки между сторонами, получившими доходы по всем сделкам между собой за календарный год более 1 млрд рублей. Если один из участников освобожден от уплаты налога на прибыль или уплачивает НДПИ, то контролю подлежат сделки при сумме доходов за календарный год от 60 млн рублей. По сделкам с одним и тем же лицом, сумма доходов от которых за календарный год достигает 100 млн рублей, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы.
В соответствии с Федеральным законом N 132-ФЗ от 07.06.2011 несколько расширен перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Кроме изменения порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР), к таким расходам теперь будут относиться и затраты на создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления. Расходы предприятия на НИОКР будут признаваться для целей налогообложения независимо от результата исследований или разработок, что также немаловажно для организаций, занятых в сфере инновационной деятельности. Кроме того, с 2012 года можно будет учитывать в составе этих расходов затраты по разработке национальных и региональных стандартов при соблюдении некоторых условий.
Федеральным законом N 330-ФЗ от 21.11.2011 разрешен давний спор об освобождении от НДС организаций, занятых в сфере культуры и искусства в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Если сейчас этой льготой бесспорно могут пользоваться только некоммерческие организации, а всем остальным необходимо доказывать свое право в суде, то по новым правилам налоговое освобождение предоставляется всем таким организациям независимо от их организационно-правовой формы. Действие этой поправки началось уже с последнего квартала 2011 г.
А вот плательщикам акцизов порадоваться в новом году не придется. В Федеральном законе N 338-ФЗ от 28.11.2011 пересмотрены в сторону увеличения акцизы на 2012-2013 гг., причем ближайшее повышение после новогоднего ожидает нас уже 1 июля 2012 г. Так, например, ставка акциза по этиловому спирту в действующей редакции Налогового кодекса РФ на 2012 г. установлена в размере 245 руб. за литр. Она будет повышена с середины 2012 года до 270 руб., и это еще не все. В последующие два года ставка также будет повышаться - соответственно до 320 и 400 рублей. Та же тенденция характерна и для табачных изделий: например, трубочный табак будет в 2012 г. облагаться по ставке 680 руб. за 1 кг (вместо 650), а к 2014-му ставка акциза достигнет 1500 руб. Общая тенденция неутешительная - за два будущих года акцизы по этим товарам увеличатся в 2-3 раза.
Акцизы на горючее будут расти медленнее. Причем если для бензина класса 3 они поднимутся на 500 руб. за тонну, то для бензина класса 4 ставка акциза поднимется только в 2013 году, а вот для класса 5 ставка не только не повысится, а даже будет снижена более чем на 1500 рублей, но лишь к 2014 году. Аналогичным образом акциз на дизтопливо низших классов с июля 2012 поднимется до 4300 руб., 4-го класса - не изменится до 2013 г., а 5-го класса - снизится с 3562 руб. за тонну до 2962 руб. за тонну.
Зато общие тарифы для уплаты работодателями страховых взносов в 2012 г. снижены благодаря Федеральному закону N 379-ФЗ от 03.12.2011 с 34% до 30%. Кроме того, расширен перечень видов деятельности, в которых возможно применение пониженных страховых тарифов при использовании упрощенной системы налогообложения в течение переходного периода. Теперь эти правила могут быть применены к сферам транспорта и связи целиком, розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, в производстве гнутых стальных профилей и стальной проволоки. Право на пониженные взносы также будет предоставлено применяющим УСН аптечным организациям и предпринимателям на ЕНВД, занятым фармацевтической деятельностью.
Благодаря постановлению правительства N 974 от 24.11.2011 предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит индексации в 1,1048 раза, что означает увеличение ее размера до 512 000 рублей в 2012 году. Однако смысл названия этого показателя частично утрачивается, поскольку вышеупомянутым Федеральным законом N 379-ФЗ предусмотрен дополнительный тариф для тех, кто заработает больше. С суммы этого превышения будет начисляться еще по 10% взносов в Пенсионный фонд. Для тех страхователей, которые используют право на применение пониженных тарифов, этот предел сохраняет свой первоначальный смысл - по его достижении льготные категории плательщиков не обязаны начислять дополнительные взносы.