Не исключено, что во второй половине 2012 года правительство пересмотрит ставки "авторского" сбора для импортеров и производителей звукозаписывающей техники и носителей информации. Дискуссия на эту тему сейчас идет в минэкономразвития и министерстве культуры. И к ней в ближайшее время намерен подключиться бизнес.
Как сообщил "РГ" представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, порядок взимания сбора в размере одного процента от таможенной стоимости оборудования, установленный правительством в октябре 2010 года, не отвечает добросовестной конкуренции на рынке и ставит большинство участников индустрии в неравные условия.
Во-первых, перечень "копировальной" и накопительной техники (дисков, флэш-карт и других носителей информации), с которой сегодня берут сбор, стал, как считают в РАТЭК, "самым неадекватным в мире". В него включены устройства, которые просто по факту не предназначены для копирования,- радиостанции, диктофоны, видеокамеры, фотоаппараты, некоторые модели сотовых телефонов и домашние телефоны.
Во-вторых, на практике дело обернулось тем, что кто-то из компаний платит сбор, а кто-то нет. И охватить всех участников рынка главный сборщик - Российский союз правообладателей (РСП)- не в состоянии.
Ряд известных поставщиков - импортеров оборудования официально уклоняются от уплаты, считая сбор незаконным. Правда, как грозят в РСП ,"те импортеры, кто пока не заплатил вознаграждение, в будущем все равно выплатят его за весь период действия". В-третьих, сбор в размере одного процента уплачивается от таможенной стоимости аппаратуры, что неправильно, говорят эксперты, поскольку стоимость устройств не влияет на возможность копирования. "Дешевые устройства могут копировать и закачивать гораздо больший объем информации, музыки, фильмов, чем дорогие", - поясняет Гуськов. Поэтому, по его мнению, целесообразно "привязывать" сбор не к стоимости устройств, а к объему их памяти и функционалу.
В итоге, с одной стороны, бизнес предлагает радикально сократить перечень техники, не используемой для копирования, но с которой берется сбор. С другой - сделать его обязательным для всех и администрируемым, то есть "преобразовать" в дополнительный налог, который берется либо при розничной продаже, как это сделано в Испании, либо с производителей и импортеров. "Все зависит от того, какой вариант власти сочтут более обоснованным", - говорит Гуськов. Кроме того, обращает он внимание, сбор, по идее, является компенсацией авторам, а не способом легкого заработка. Поэтому его логично рассматривать как некую страховую выплату типа ОСАГО, при которой в случае аварии сначала оценивается причиненный ущерб, а потом суммы компенсаций. "Задача правообладателей сначала установить ущерб, который надо компенсировать, а, исходя из него, рассчитывать ставки", - добавляет эксперт.
Между тем
Как сообщили " РГ" в Российском Союзе правообладателей, в 2011 году РСП проводил систематическую работу по сборам вознаграждения в пользу авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений за копирование кино и музыкальных произведений в личных целях. Там отметили, что с учетом того, что РСП фактически работал первый год, деятельность была эффективной, а сборы росли . Финансовые итоги деятельности РСП за 2011 год будут подведены и переданы в надзорный орган - в Министерство культуры РФ, а после согласования опубликованы в соответствии с законодательством РФ. Что касается тех компаний - плательщиков, которые отказываются работать в соответствии с законодательство РФ и выплачивать вознаграждение за частное копирование, в их отношении РСП, защищая интересы правообладателей, будет вести плановую работу, используя все установленные законом методы, в том числе обращение в судебные инстанции, правоохранительные органы и органы прокуратуры.