11.01.2012 00:35
Культура

Танцовщик Андрис Лиепа отмечает 50-летний юбилей

Андрис Лиепа отмечает юбилей
Текст:  Ирина Прохорова
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (5675)
Читать на сайте RG.RU

Танцовщик, педагог, балетмейстер, артист театра и кино, режиссер, общественный деятель - все это ипостаси одного Андриса Лиепы, который сегодня отмечает 50-летие. В связи с юбилеем мы решили вспомнить интересные факты его жизни.

18-летний дебютант

Андрис Лиепа - сын великого танцовщика "эпохи Григоровича" Мариса Лиепы. И вопрос о выборе профессии для него не стоял: уже в три года Андрис заявил, что будет "папой в Большом театре". И путь в балет у Лиепы-младшего действительно вышел совершенно естественным - природа одарила его целым комплексом физических данных, необходимых в профессии. Андриса, в отличие от сестры Илзе, без вопросов приняли в Московское хореографическое училище, там он учился в классе Александра Прокофьева - главного ваятеля Спартаков для Большого театра, с детства участвовал в школьных концертах и спектаклях. А в выпускном классе получил свою первую главную партию - роль Франца в спектакле "Коппелия", которую Московское хореографическое училище показывало на сцене Кремлевского Дворца. С тех пор эта сцена стала для Лиепы любимой, хотя у балетных людей ее принято ненавидеть - больше напоминает аэродром, чем театр.

Солнечный Сальери

Младшего Лиепу в Большом театре называли "солнечным мальчиком". Не только за золотые волосы - на сцене он излучал теплое обаяние и казался ренессансным воплощением юности. Среди его первых заметных партий был буколический пастушок в балете "Щелкунчик". Позже, выступив в заглавной партии этого балета, Лиепа был признан одним из лучших интерпретаторов роли, воплощающей девичью мечту об идеальном принце. Но для самого танцовщика предметом особой гордости было то, что его первой крупной партией в театре стал Сальери в одноактном балете "Моцарт и Сальери". Она потребовала от него полного перевоплощения и доказала широту его актерского диапазона. В течение семи лет работы в Большом театре Лиепа станцевал всех главных "балетных принцев" - Зигфрида в "Лебедином озере", Альберта в "Жизели", Дезире в "Спящей красавице", Жана де Бриена в "Раймонде", Ромео. Тем не менее среди его признанных удач той поры - сложнейшая роль Курбского в "Иване Грозном".

Первопроходец

Исполнительская карьера Лиепы-младшего была недолгой, но успела вместить столько событий, что другим хватило бы на несколько жизней. Он, безусловно, родился в правильное для себя время. Еще в юности его поразили слова Рудольфа Нуреева, сказанные при посещении их дома: "Всю жизнь танцевать балеты одного хореографа в одном театре - все равно что говорить на одном языке, не зная больше ни одного". Перестройка открыла перед артистами новые возможности. Но мало кто сумел распорядиться ими так, как Лиепа. Со своей постоянной - со времен учебы в балетном училище - партнершей Ниной Ананиашвили он стал первым представителем Советского Союза, принявшим участие в престижном Международном конкурсе артистов балета в Джексоне. После их выступления американские газеты вышли с заголовками "Приехали русские и увезли все золото" - потому что оба завоевали Гран-при. После этого паре предложили выступить в New York City Ballet в качестве приглашенных солистов - и это был беспрецедентный для труппы Баланчина случай, который был против практики приглашения звезд. За кратчайший срок (всего две недели!) Ананиашвили и Лиепа выучили знаковые спектакли великого хореографа: "Аполло", "Симфония до мажор", "Вариации Раймонды". "Баланчин одобрил бы", - был вердикт New York Times. После этого Лиепа оказался первым советским танцовщиком, официально получившим разрешение на работу в American Ballet Theatre, которую возглавлял Барышников, и труппе Мориса Бежара - до него это удавалось нашим артистам только ценой потери советского гражданства.

Из Большого - в Мариинку

Андрис Лиепа оказался и первым в современной истории артистом балета, проследовавшим из Москвы в Петербург, а не наоборот. Это тоже было событием, потому что рушило всю иерархию ценностей советского балета. Но для Лиепы, успевшего вкусить радости свободной жизни, важнее статуса оказался репертуар: в Мариинский (тогда еще Кировский) театр его пригласили танцевать "Видение розы" - одноактный балет Фокина, восстановленный на советской сцене Марисом Лиепой. Тогда же с Ниной Ананиашвили он принял участие в гастролях "кировцев" в Лондоне, воспользовавшись возможностью станцевать "Ромео и Джульетту" Леонида Лавровского, великий балет, в котором блистал и Лиепа-старший. С петербургской труппой он затем станцевал весь классический репертуар, а также современную версию балета "Петрушка", в которой главный герой оказывается человеком эпохи перестройки. Это положило начало многолетней и разнообразной работе Андриса в Мариинском театре.

Зигфрид в семи ипостасях

Исполнительскую карьеру Лиепы прервала тяжелая травма - он танцевал на профессиональной сцене меньше 15 лет. Но остался одним из лучших классических танцовщиков своего поколения. Об этом свидетельствуют не только победы на крупнейших международных балетных конкурсах, но и многочисленные приглашения, которые он получал от ведущих балетных компаний, среди которых - Opera National de Paris. Партию Принца Зигфрида Лиепа исполнил в семи разных постановках "Лебединого озера" в разных концах мира.

Режиссер "гранд оперы"

В 1994 году Лиепа по приглашению Валерия Гергиева поставил в Мариинском театре "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова - одну из самых таинственных и многослойных русских опер. Однако не только опера стала местом приложения режиссерского таланта Лиепы. Он ставит программы для звезд эстрады, многие годы устраивает новогодние балы в Гостином Дворе, шоу и концерты.

Младшего Лиепу в Большом театре называли "солнечным мальчиком". На сцене он излучал теплое обаяние и казался ренессансным воплощением юности.

Педагог Вишневой

В Мариинский театр Андрис Лиепа был приглашен в тот момент, когда на его сцене один за другим проходили сенсационные дебюты юных выпускниц Вагановской академии. Лиепа, эталонный классический танцовщик, был выдан в партнеры самым многообещающим. Его репетиторский глаз оттачивал первые роли Дианы Вишневой, Ульяны Лопаткиной, Юлии Махалиной, Анастасии Волочковой, а также конкурсный репертуар Андрея Баталова.

Наследник Дягилева

Несмотря на все многообразие творческой деятельности, главным делом жизни Андриса Лиепы, вероятно, является возвращение на сцену репертуара дягилевской антрепризы "Русский балет". Интерес к эпохе серебряного века в нем заложил отец, еще в 1960-е годы приложивший огромные усилия для того, чтобы вернуть на сцену фокинское "Видение розы". Лиепа-старший даже познакомился с потомками хореографа - сыном Виталием и внучкой Изабель. Андрис пригласил Изабель в Петербург, чтобы она передала легендарного "Лебедя" в том виде, который помнили в семье Фокина. Сам же он начал в начале 1990-х с восстановления "Жар-птицы" и "Шехеразады", которые были записаны на DVD и вошли в репертуар Мариинского театра. Затем создал антрепризу "Русские балеты XXI века", силами разных хореографов в ней поставлены "Болеро", "Петрушка", "Тамар", "Синий Бог", "Павильон Армиды", "Клеопатра".

Иван-царевич и Царевна Ненаглядная Краса

Со своей будущей женой Екатериной Лиепа познакомился в Мариинском театре. Соединил их, разумеется, фокинский балет. Лиепа репетировал "Жар-птицу". Сам он исполнял партию Ивана-царевича, а на роль Царевны Ненаглядная Краса выбрал юную артистку Катю Катковскую. С тех пор они вместе. Сейчас у них растет 11-летняя дочь Ксюша.

Фото: РИА Новости

Музыкальный театр