Мосгорсуд приступил к рассмотрению по существу громкого уголовного дела о серии поджогов и подрывов в Москве, совершенных неонацистами в 2009 и 2010 годах.
В серии преступлений обвиняются десять молодых людей, которые, по версии следствия, являются членами националистической группировки "Автономная боевая террористическая организация". Главарем группировки следствие считает Ивана Асташина. Обвиняемые также состояли в других запрещенных организациях, в частности, в "Движении против нелегальной иммиграции" и "Славянском союзе".
Студент РХТУ имени Менделеева, в Интернете именовавший себя Пауком, организовал команду из экстремистски настроенных юнцов. Он подбирал единомышленников в столице и Подмосковье, объявив себя последователем предводителя националистической группировки "Боевая террористическая организация" Артема Боровикова, который в 2006 году был застрелен в Санкт-Петербурге при задержании.
Асташин собрал 12 "бойцов", среди которых половина были несовершеннолетними. Каждый придумал себе кличку. Здесь были Сапер, Пушкин, Мутант и т.д. Среди подсудимых есть одна девушка - Ксения Поважная по прозвищу "Волчица". В группировке были организованы ячейки по 3-4 человека. Вначале все они посещали митинги неформальных движений, занимались рукопашным боем, а затем решили перейти к активным действиям. Паук, хорошо разбирающийся в химии, начал изготавливать небольшие самодельные бомбы, а также различные зажигательные смеси. Своему "мастерству" он обучил и сподвижников. И вскоре члены организации взялись за дело. В частности, ячейка, в которую входил Красавчиков, действовала в подмосковном Лосино-Петровском. Согласно материалам следствия, в 2009 году в Москве молодые люди подожгли торговую палатку, закидали "коктейлями Молотова" дом с нелегальными мигрантами, подожгли опорный пункт милиции и кафе. Затем сожгли патрульную машину в Юго-Западном округе Москвы. Во время этих акций никто не пострадал.
В Интернете появились ролики поджогов с комментариями преступников. Безо всякого стеснения они хвалились: "Нами проведено несколько ликвидаций и операций по уничтожению вражеского имущества, и с каждым разом операции проходят все лучше. Кто-то скажет, что не доросли еще до такого названия "террористическая организация" - но оно было взято с целью добиться больших результатов, и через некоторое время будем уже по полному праву так называться". Такое заявление следствие посчитало основанием для предъявления неонацистам обвинения в терроризме.
В феврале 2010 года неизвестные подожгли в районе Московоречье-Сабурово торговую палатку приезжих. Оперативники по "горячим следам" схватили подозреваемого - 18-летнего учащегося колледжа сферы услуг Кирилла Красавчикова. Он дал признательные показания еще о шести поджогах, совершенных вместе со знакомыми. Тут же к розыску подключились сотрудники ФСБ, которые находили и задерживали остальных участников группировки. Ими оказались молодые люди в возрасте 17-20 лет. В марте были задержаны еще два активиста. Позднее задержали и Асташина, однако он отрицал свое лидерство и был отпущен под подписку о невыезде, после чего скрылся от следствия. Вновь его удалось задержать только в прошлом году году.
При обыске квартиры Асташина была обнаружена банка с селитрой и некоторые компоненты, необходимые для изготовления взрывчатых веществ. На допросах Паук признался, что организация готовилась к более серьезным акциям и даже испытала в лесу несколько самодельных бомб. На следствии он всячески принижал свою роль и валил вину на других.