11.01.2012 14:41
Экономика

В 2012 году все регионы СЗФО увеличат расходы на социальную сферу

Текст:  Галина Белоглазова (СЗФО) Ульяна Вылегжанина (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №2 (5675)
Читать на сайте RG.RU

В конце прошлого года парламенты всех субъектов Северо-Западного федерального округа рассмотрели и приняли региональные бюджеты 2012 года.

Различаясь в объемах доходных и расходных статей, бюджетные планы регионов Северо-Запада имеют много схожих моментов. Корреспонденты "РГ" проанализировали главные финансовые документы и определили, каким основным трендам будет подчиняться бюджетная политика субъектов СЗФО в 2012 году.

Абсолютно все бюджеты в регионах Северо-Запада приняты с дефицитом. Самый большой разрыв между доходами и расходами утвердили в Архангельской области. Там дефицит составит 9,1 миллиарда рублей. Самый же незначительный дефицит зафиксирован в Ненецком автономном округе - чуть меньше миллиарда рублей. Если посмотреть на соотношение объемов бюджетного дефицита и запланированных доходов, отрыв НАО от Архангельской области не будет казаться столь значительным. Доходы Ненецкого АО в наступившем году запланированы в размере 8,2 миллиарда рублей, а Архангельской области - 42,7 миллиарда.

При этом характер бюджетов всех регионов СЗФО носит ярко выраженную социальную направленность. В Карелии, например, расходы на социальную политику составят 26 процентов, на образование - 29 процентов, на здравоохранение - 18 процентов. В Мурманской области расходы на "социалку" вырастут по сравнению с 2011 годом на 12,5 процента (на 1,2 миллиарда рублей). Образование "подорожает" на 1,5 миллиарда рублей (рост 18,7 процента).

Необходимость роста социальных расходов при сохранении дефицитности бюджетов объясняется двумя факторами. Во-первых, региональные власти стремятся не допустить социальной напряженности из-за отмены различных дотаций и льгот. Во-вторых, тратить деньги на социальные направления обязывают федеральные инициативы. В этом году, к примеру, субъекты Федерации наделили полномочиями по содействию занятости населения и выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью (раньше эти затраты нес федеральный бюджет). Региональные расходы на образование вырастут из-за запланированного повышения зарплат бюджетникам на 6,5 процента и учителям на 22 процента.

Основными источниками наполнения доходной части бюджетов в большинстве регионов СЗФО продолжают оставаться налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Бюджету Новгородской области в текущем году НПО должен принести 6,3 миллиарда рублей, или 36,9 процента всех доходов. Собирая НДФЛ, региональная казна заработает 4,5 миллиарда рублей (26,6 процента собственных доходов). В Архангельской области за первые 11 месяцев 2011 года доходы от налога на прибыль организаций сформировали бюджет-2011 на 43 процента, от налога на прибыль физических лиц - на 42 процента.

Поменяются и межбюджетные отношения субъектов Федерации с органами местного самоуправления. В частности, одно из федеральных нововведений предполагает, что с 2012 года платить за услуги учреждений здравоохранения будут не муниципалитеты, а регионы, что увеличит расходы субъектов Федерации и уменьшит расходы МО почти на 180 миллиардов рублей. В то же время минфин принял поправки в бюджетный кодекс, дающие региональным властям право влиять на единые нормативы отчислений от НДФЛ по типам муниципальных образований.

Впрочем, далеко не во всех регионах в текущем году планируют перераспределять налоговые отчисления физических лиц в пользу бюджета субъекта Федерации. В Карелии, наоборот, муниципалитеты будут получать НДФЛ в размере 53 процентов - вместо 40 процентов в 2011 году. В результате в плюсе останутся как городские округа, так и муниципальные районы.

По мнению Валерия Фролова, главы комитета по бюджету, налогам и финансам Калининградской области, основной недостаток бюджета-2012 российского эксклава - в существующей системе межбюджетных отношений.

- Мы сначала аккумулируем все ресурсы в общем "кошельке", а потом решаем, кому и сколько выделить в качестве дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности муниципалитетов, - говорит Валерий Фролов. - При этом совершенно непонятно, почему подушевая дотация в текущем году, к примеру, в Светлогорске составила 16,1 тысячи рублей, а в Гвардейске - пять тысяч. Почему при распределении дополнительных дотаций в "передовиках" вновь фигурирует Светлогорск, который получил 5,2 тысячи рублей в расчете на человека, а "отстающий" Гвардейск - всего 65 рублей.

Глава комитета считает, что необходимо принимать новый закон, определяющий направления региональной бюджетной политики и внебюджетных отношений.

Бюджеты регионов Санкт-Петербург Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Мурманская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Северо-Запад