11.01.2012 12:36
Экономика

На Юге России появится СЭЗ по ремонту судов

В Волгоградской области ищут новые формы поддержки судостроительной отрасли
Текст:  Александр Мелешенко (Волгоград)
Российская газета - Экономика Юга России: №2 (5675)
Читать на сайте RG.RU

На территории Волгоградской области может появиться свободная экономическая зона (СЭЗ) технико-внедренческого типа по производству и ремонту судов.

Такая возможность обсуждается региональными властями с потенциальными участниками. Считается, что создание подобной зоны даст толчок развитию судостроительной отрасли.

В обладминистрации сформирована рабочая группа, которая займется подготовкой необходимых документов. Однако официальное оформление СЭЗ технико-внедренческого типа - достаточно сложный процесс, и на данный момент он находится лишь в начальной стадии.

- Создание свободной экономической зоны по производству и ремонту судов является вопросом будущего, пусть и не слишком отдаленного. СЭЗ в Волгоградской области обличена пока что только в форму идеи, - сообщили "РГ" в областной администрации. - Для того чтобы подобная экономическая структура начала действовать, необходима сложная процедура регистрации.

Волгоградская область - один из индустриальных центров России. Объем производства промышленной продукции в нынешнем году, согласно предварительным данным, превысит 500 миллиардов рублей. Промышленность занимает 31 процент в структуре валового регионального продукта.

На Волгоградскую область приходится треть индустриального потенциала Южного федерального округа. Территориальный бюджет на 60 процентов формируется за счет доходов от промышленных предприятий. Однако из-за отсутствия заказов многим из них приходится сокращать объемы производства.

В сложном положении находится судостроительная отрасль. Некоторые заводы испытывают нехватку финансовых ресурсов из-за сокращения потребности в их продукции на рынках сбыта. Судоремонтная отрасль оказалась в лучшем положении, поскольку спрос на продукцию постоянно растет.

Основная часть крупных промышленных предприятий Волгоградской области с трудом, но все же выдержала последствия глобального кризиса и начала постепенно наращивать объемы. За 11 месяцев года объем промышленного производства увеличился на 5,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем некоторые ведущие заводы продолжают испытывать серьезные финансовые трудности.

Промышленный сектор играет доминирующую роль в структуре внешней торговли Волгоградской области. На долю топливно-энергетического комплекса приходится 56 процентов экспорта, металлургического - 26,2, химического - 11,3.

Основой экспорта во внешнеторговом обороте Волгоградской области является продукция промышленных предприятий. Доля оборудования, продуктов питания и прочей продукции составляет всего 5,6 процента. "Задачей промышленного комплекса Волгоградской области, и в первую очередь машиностроения, является увеличение доли продукции с высокой степенью переработки. Это очень непростой вопрос, особенно с учетом присоединения России к ВТО", - комментируют ситуацию в обладминистрации.

- С уверенностью говорить обо всех плюсах и минусах вступления в ВТО пока сложно, - полагает вице-губернатор Волгоградской области Василий Галушкин. - По мере интеграции России в мировое экономическое сообщество могут появиться подводные камни, о существовании которых сейчас никто и не подозревает. В то же время я считаю, что присоединение к ВТО не приведет к катастрофическим последствиям для региональной промышленности. В структуре промышленного производства Волгоградской области преобладает продукция сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт. Надо также учитывать, что 10 процентов в структуре промпроизводства занимает выпуск продуктов питания. А продукция местных производителей пользуется устойчивым спросом населения.

Власти рассматривают несколько вариантов поддержки ключевых производств. Одно из них - текстильная промышленность. В частности, предлагается создать в городе Камышине текстильный кластер, с помощью которого можно провести модернизацию производства с привлечением кредитных ресурсов. Схожим образом планируется увеличить мощности трубного и автобусного заводов.

- Указанные проекты включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Южном федеральном округе, - отметил начальник управления промышленности и ресурсов областной администрации Сергей Вачугов. - По ходу реализации возникают определенные трудности. Это нормальный процесс. Большую поддержку в преодолении трудностей и решении проблем оказывает федеральный центр.

Экономика Водный транспорт Волгоградская область Юг России