Народные обряды давно превратились в экзотику. И лишь немногие энтузиасты еще могут показать то, что когда-то было живой душой деревни. Для горожанина - это необычное яркое шоу, которое устраивают самодеятельные коллективы по мотивам тех обычаев, которые остались сегодня только в этнографических сборниках. Но такой стереотип не для семьи Нины Климович. Она успела записать от старушек - жительниц родного села Новины Березинского района - воспоминания о рождественских празднествах и диковинном обряде "Тянуть Коляду на дуба". И вот уже 15 лет подряд живет по правилам, унаследованным от предков. С 6 по 21 января каждый год в Новинах и окрестных селах повторяется мистерия, напоминающая гоголевские вечера на хуторе близ Диканьки.
Когда-то колядные празднества отмечались, по словам Нины Дмитриевны, во всем Березинском районе и далее - на Минщине, Могилевщине. И всюду на дуб или любое старое дерево, будь то липа или верба, 21 января затягивали или колесо, или сноп - так называемую коляду - на удачу, на урожай.
Почему и как появился этот обряд, Климович не знает. Но то, что его реликты остались лишь в ее родной деревне, подтолкнуло Нину Дмитриевну сделать все, чтобы не только сохранить обычай, но и приспособить его к реальной жизни.
Климович возглавляет коллектив "Радзiна" (в переводе на русский "Семья"). Само название говорит о том, что здесь только родственники: братья, сестры, соседи, кумовья. Вся деревня Новины - это близкие люди. И они сразу присоединились к начинанию Нины Дмитриевны, которая, как директор сельского Дома культуры, пользуется авторитетом и в райцентре Березино. Ведь она принесла славу всей своей малой родине. Обряд "Тянуть Коляду на дуба" занесен в Государственный список историко-культурного наследия. Как единственный и неповторимый в стране, да и, пожалуй, во всем мире.
В Новинах и близлежащих деревнях "тянут Коляду на дуба" всегда в один и тот же день - 21 января: этим заканчивается цикл рождественских празднований. Правда, "рождественскими" их можно назвать лишь условно. В Новинах смешались и церковные, и еще дохристианские обычаи. Нина Климович составила календарь местных колядных "таинств":
- 6-7 января отмечаем постную кутью. Кутья - это специальная каша, которую подают к рождественскому столу. 13-14 января у нас богатая кутья. 19-го - "Вадохрышча", или по-русски Крещение. А 21-го приходит пора "Тянуть Коляду на дуба".
Сноп-коляда, то ли языческое божество, то ли образ женщины-роженицы, стоит в хате Нины Дмитриевны с 6 января. Потом она перенесет его в Дом культуры, и здесь соберется на торжество все село. А затем пойдут к одинокому дубу в поле - далеко за деревней.
- Чем дальше от села стоит дерево и чем дольше до него идти, тем длиннее будет лен нового урожая, такое существует у нас поверье, - просвещает меня Климович.
Шествие к дубу начинается с украшения Коляды и телеги, на которой ее торжественно повезут, рушниками. В это время в хатах хозяйки ставят на столы угощения. А также берут старые веники и высекают из них топором все грехи, которые наделали за дни поста. Остатки веника выбрасывают на перекресток. И вот Коляда уже на санях, рядом садится Нина Климович. Мужчины тянут повозку через деревню и поле - к многовековому дубу. За ними следом с праздничными песнями идут сельчане.
Затянуть Коляду на дуб поручают крепкому парню, а женщины вокруг становятся хороводом и распевают обращенные к Коляде песни, похожие на заклинания:
А ты сядзi высока
I глядзi далёка,
Каб жыта не лажылася,
Каб жыта каласiлася.
В этом году Коляду на дуб потянут сразу в нескольких деревнях - кроме Новин также в Дмитровичах, Любушанах, Чижахе, Михалево. От дуба разбросают остатки кутьи - к хорошему урожаю. Разожгут костер из соломы. А потом начнется катание на санях и качание в снегу. Попрощавшись с Колядами, начнут готовиться к Масленице.
Галина Соколовская, начальник отдела культуры Березинского райисполкома, надеется, что 21 января в Березино и Новинах будет много туристов. Старинный обряд в этом уголке Беларуси стал не просто театрализованным шоу, а частью жизни. И люди здесь щедрые и душевные. Гостям - почет и уважение.
Колядные обряды сохранились и в других регионах Беларуси. В Лепельском районе играют "Женитьбу Терешки". Это шутливая свадьба, на которую приходят парни и девушки и находят себе пару. По правилам обряда девушки красятся не румянами, а свеклой, вместо магнитофона играют волынка и гармонь. На старый Новый год в селе Семежево Копыльского района в колядном обряде "Цари" до Великой Отечественной войны участвовал уроженец этих мест - Герой Беларуси, известный конструктор в области автомобилестроения академик Михаил Высоцкий.
- Теперь, - говорит он, - стараюсь бывать на родине, чтобы вспомнить молодость и порадоваться лишний раз за то, что наш деревенский обычай приобрел всемирную славу.
В 2009 году обряд посчитали бесценным и внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. Кстати, на Рождество 2011 года семежевский коллектив "Цари" удостоился специальной премии Президента Беларуси. Любопытно, что прообразом костюмов "царей" послужили солдаты русской императорской армии, а сюжет карнавала взят из библейской истории "Царь Максимилиан".