12.01.2012 09:45
Экономика

В Тюмени вернули автобусы на маршруты

В Тюмени пришлось вернуть на улицы сокращенный пассажирский транспорт
Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюмень)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5676)
Читать на сайте RG.RU

В Тюмени подводят промежуточные итоги транспортной реформы. Она началась в сентябре с сокращения количества автобусов и рейсов, что вызвало негодование пассажиров. Спустя некоторое время муниципальные власти вынуждены были вновь выпустить на улицы "лишние" машины. Да и сокращенное было количество маршрутов впоследствии также несколько увеличили.

Пойти на попятную заставили сотни жалоб, поступавших, по свидетельству депутатов городской Думы, не только от рядовых граждан. Руководители предприятий и учреждений были недовольны участившимися опозданиями работников, а директора школ - учеников. На некоторых заводах уже подумывали о приобретении автобусов для доставки персонала. Люди стали тратить на дорогу  в полтора-два раза больше времени, чем прежде, ведь общественный транспорт стал ходить реже, а в часы пик в переполненные салоны подчас было невозможно втиснуться.   

Сейчас жалоб стало несравнимо меньше, утверждает директор городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Виктор Смолин. Напряжение, безусловно, спало, хотя о комфортном, а подчас и о безопасном проезде говорить не приходится. Машин вроде бы добавили, но вместимость многих из них неадекватна пассажиропотоку. Наполняемость салона малого автобуса нередко в 2-2,5 раза превышает оптимальную, предусмотренную конструкторами. На жалобы пассажиров водители реагируют порой эмоционально: "Всем ехать надо. Не остановлюсь - оштрафуют. Не справлюсь с планом - не заработаю".

Действительно, если под завязку набитый автобус проскочит мимо остановки, то его владельца или водителя могут ударить по карману. Но вот на игнорирование правил безопасности при перевозках людей надзорные структуры смотрят сквозь пальцы. Раньше за "Газелями" пристально следила автоинспекция: свыше 13 человек в салоне - основание составить протокол. В сентябре-октябре подчас набивалось по 24-26, и отчего-то никто не придирался - к радости водителей, да и самих пассажиров, закоченевших на остановках. И сегодня предприниматели зачастую выпускают на линии маршрутки, не приспособленные для проезда стоящих пассажиров, которым в отсутствие поручней при резком торможении приходится хвататься за сиденья, стенки и потолок.

Следует напомнить, в чем заключалась основная, правда не афишируемая, цель реформы - предельно наполнить автобусы, уменьшив себестоимость поездки. Ведь с весны прошлого года плата за проезд не повышалась (14 рублей), тогда как траты на горючее, запчасти и техсервис за этот период выросли на треть. В этом случае, рассуждали муниципальные экономисты, без повышения стоимости билета удастся предельно снизить дотации двум убыточным акционерным автотранспортным предприятиям. Первоначально их доходы и в самом деле подскочили на 20 процентов.

Однако "уплотнительная" оптимизация не устроила пассажиров. Властям ничего иного не оставалось, как выпустить на маршруты часть "сокращенных" автобусов индивидуальных предпринимателей, конкурентов ПАТП. Они в 14 рублей укладываются - уровень прибыли их устраивает. И от увеличения наполняемости салонов частные перевозчики выиграли. К слову, некоторые из них свыше двух месяцев возили льготников фактически бесплатно - до централизованной закупки валидаторов, электронных считчиков транспортных платежных карт.

Не так давно председатель городской Думы, ныне депутат областной Сергей Медведев признавался:

- Ситуация классическая: хотели как лучше, получилось как всегда… Экономическая проблема ПАТП осталась нерешенной. Но мы идем на убытки. Убытки в данном случае - дело второстепенное.

Между тем прокуратура Центрального округа Тюмени еще в ноябре вынесла в адрес главы администрации Тюмени представление, потребовав, в частности, "рассмотреть вопрос об ответственности лиц, виновных в нарушении прав граждан на нормальное транспортное обслуживание". Глава попросил отсрочку для ответа. Формальную ответственность за промахи несет профильный департамент транспорта. Однако он ликвидирован, а его экс-руководители ушли на другую работу.

Впрочем, жителей города волнует не столько наказание чиновников, сколько гарантия, что такого рода эксперименты-экспромты не повторятся.

Логика происходящего не совсем понятна и экспертам. Есть многочисленные расчеты, свидетельствующие о том, что стратегически областной центр только выиграет, в том числе в финансовом плане, если будет расширять сеть общественного транспорта, делать его более доступным. На этом, в частности, акцентируют внимание разработчики генплана города, а также группа ученых Института транспорта Тюменского нефтегазового госуниверситета.

Кстати 

По оценке горадминистрации, автобусами в 2011 году перевезено на 27 миллионов человек больше, чем в 2010-м, - прирост почти на 20 процентов.

Общественный транспорт Тюмень Урал и Западная Сибирь