13.01.2012 00:23
Общество

Мусорная свалка поглощает уникальную старообрядческую церковь

Уникальную староверческую церковь поглощает свалка
Текст:  Светлана Абрамова
Российская газета - Федеральный выпуск: №5 (5678)
Читать на сайте RG.RU

Старообрядческую церковь Рождества Пресвятой Богородицы не разглядеть с дороги - нет опознавательного указателя, она окружена промышленными застройками, принадлежащими подмосковному городу Лыткарино, а справа от святыни паразитирует мусорное предприятие, на котором работают бензовозы и мусоровозы.

Действующая старообрядческая церковь сегодня большая редкость, эта же относится к старообрядчеству Белокриницского согласия, ее служители чтят все традиции и обычаи древней веры.

Храм - единственное уцелевшее здание на месте старинной деревни Тураево, которое полностью сохранило свой внешний и внутренний облик. Пристанище староверов никогда не закрывалось, даже во времена богоборческой советской власти. Церковь прихожанам очень нужна: они приезжают сюда со всего Подмосковья и даже из Москвы.

В трехстах метрах восточнее Храма располагается Тураевское старообрядческое кладбище - место работы археологов. Здесь обнаружен уникальный комплекс со множеством каменных надгробий. Местные называют это место тураевским Некрополем.

Старообрядцы в этих подмосковных местах поселились давно. Аккуратно блюдут свои традиции, выделяются благообразностью, строгостью.

Люди это сильные не только духом, но и телом. Молодой староста общины Николай Юкин вспоминает:

- Моя бабушка рассказывала: когда отца рожать собралась, до ближайшего роддома целый час шла через лес пешком. Я даже не представляю, как можно столько пройти, если у тебя схватки. Дремучие леса! Сейчас на автобусе и то люди ленятся в церковь доехать.

Теперь к храму подступает помойка и придорожное кафе-магазин "Премьера". Люди покупают пиво, отдыхают, а потом, как дикари, приходят к воротам церкви и делают свои дела

Николаю тридцать один год. Хотя он из Тураева родом, но не помнит, как мусорка начала окружать церковь. Старообрядцы не возражают: площадка для утилизации отходов на промзоне, которая образовалась во время строительства стратегически важных предприятий в 60-е года минувшего века, нужна, но ведь под нее не обязательно забирать земли, где расположен уникальный памятник истории, культуры и религии.

Теперь буквально к стенам храма подступает зловонная помойка, а летом, когда у дороги начинает работать летнее кафе-магазин "Премьера", его посетители приходят прямо к воротам церкви, чтобы справить "малую нужду".

- Люди покупают пиво, отдыхают, а потом, как дикари, приходят к нашим воротам, - сетует Николай Юкин. - Нас посещают прихожане, священник приезжает из Старообрядческой церкви Николая Чудотворца на Белорусской в Москве, и их это просто шокирует.

Старообрядцам пришлось установить на территории церкви видеонаблюдение, потому что после многочисленных жалоб на мусорщиков служителям стали угрожать. Приехал некто на джипе и в "лучших" традициях "лихих 90-х" пообещал построить на месте деревянной церкви мусорный завод.

- Мы обращались и в Роспотребнадзор, и в прокуратуру, жаловались на хозяев свалки, которая нас убивает, но толку никакого, - рассказывает староста.

С трудом удалось "выпросить" у администрации города установить отопление. До этого топили дровами, что губительно действовало на древние иконы.

На фоне канонических православных церквей, более-менее ухоженных и обласканных финансово успешными прихожанами, выжить старообрядческой церкви трудно. В приходе в основном пожилые люди. Нужна срочная реставрация, нет звонницы, которая пропала после революции.

- Сейчас мы занимаемся проектом охранной зоны, но это будет стоить полмиллиона. Неужели такой памятник в нашей стране никому не нужен?

Справка "РГ"

Старообрядчество - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х - 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу. Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались "раскольниками". В XX веке позиция Московской патриархии по старообрядческому вопросу значительно смягчилась. Церковное пение староверов - своеобразная поэзия. Они поют по "крюкам", а не по нотам. Это особый способ написания звуков. Крестятся двоеперстно. Два перста - это особая символика, которая отражает богочеловеческую сущность Христа.

Соцсфера Религия